Рыцари и джаз

Ведущая рубрики Людмила Рублевская

Анатоль Бутэвiч. Каралева не здраджвала каралю.
Мiнск, Лiтаратура i мастацтва, 2010.


Этот роман получил читательское признание еще в журнальном варианте — после публикации в «Маладосцi». Предсказуемо, что должен был появиться книжный вариант в новой серии холдинга «Лiтаратура i мастацтва» «Святло мiнуўшчыны»... Белорусская история по–прежнему изобилует «белыми пятнами», ценно каждое новое произведение, их заполняющее. Тем более если сюжет столь захватывающий.


Польский король Ягайло на склоне лет остался бездетным. Его двоюродный брат, великий князь Витовт, сосватал королю свою юную племянницу, Софью Гольшанскую. Та неожиданно для всех родила семидесятилетнему королю наследников... Витовт, опасаясь возникновения сильной династии, обвиняет Софью, что та изменила королю и родила детей от другого. Взбешенный Ягайло начинает расследование — под пытками фрейлины королевы назвали имя рыцаря Генрика из Рогова... Только необыкновенное мужество рыцаря спасло королеву. Польские писатели использовали этот сюжет вовсю. А у нас до недавнего времени считалось, что в белорусской истории — одни мужики в лаптях, а короли и королевы, рыцари и философы — это не у нас... Роман Анатоля Бутевича возвращает нам рыцарскую Беларусь.


Скотт Фицджеральд. Загадочная история Бенджамина Баттона. Рассказы.
ЭКСМО, Москва, 2010.


Очередной пример популяризации классики посредством блокбастеров. На обложке — кадр нашумевшего фильма, название соответствующее... Хотя на самом деле это название всего лишь одного из рассказов, вошедших в сборник. Сразу предупреждаю: тот, кто хочет прочитать сценарий полюбившегося фильма, жестоко разочаруется. Это в Голливуде сделали из сатирического короткого рассказа, почти абсурдного, трогательную любовную историю. А у Фицджеральда все очень жестко и лаконично. Действие происходит в консервативной среде дельцов — как во многих сюжетах писателя. Правда, герой также рождается старым и молодеет до смерти, как в фильме. Но судьба его иная, в дом престарелых его никто не подкидывает. Вначале отец стыдится сына–старичка и заставляет носить распашонки и играть в игрушки, хотя тот тайно читает энциклопедию (приличия превыше всего). Затем сын стыдится отца, который становится младше внука, и прячет его от чужих глаз... И что с того, что Бенджамину удается совершить в жизни много хорошего, если он нарушает приличия! Думается, и другие рассказы Фицджеральда доставят удовольствие ценителям хорошей литературы. В них — противостояние романтики и наживы, любви и рутины бытия... Тонкий психологизм, ирония, грусть... Ну и неповторимый колорит «эпохи джаза»: леди и джентльмены, светские салоны и кабаре, чарльстон, невероятные шляпки, эмансипация, аэропланы... Фицджеральд и сам — часть этого мира. Они с женой Зельдой были блестящей, странной, скандальной парой «прожигателей жизни»... Во всех произведениях Фицджеральд описывал свою взбалмошную, прекрасную Зельду, сошедшую под конец жизни с ума, ну и себя самого.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter