11 ноября Чехия (а также Словакия, Германия, Франция и другие европейские страны) отмечает День святого Мартина

Рыцарь на белом коне

11 ноября Чехия (а также Словакия, Германия, Франция и другие европейские страны) отмечает День святого Мартина
Все, конечно, ждут, что он будет на белом коне. В красном плаще и с мечом. Дети вырезают из бумаги фонарики и идут его встречать. Всматриваются в даль. Не едет ли? Вот приедет — будет праздник: запеченный по старинному рецепту гусь (очень даже возможно, что и с яблоками) и много сладостей для детворы. Взрослые тоже его ждут. На белом коне или черном, в красном плаще или любом другом. Главное, чтобы с вином. Потому что 11 ноября Чехия (а также Словакия, Германия, Франция и другие европейские страны) отмечает День святого Мартина. И отмечают его не только изготовлением фонариков (этот жизненный этап закончился с детским садом), а откупориванием бутылок. Потому что в Чехии (одной из самых атеистических стран мира, между прочим) праздник святого Мартина — это в первую очередь фестиваль молодого вина. В этом году Мартин обошелся без белого коня. В Чехии сейчас до плюс 17 днем, какой уж тут снег?


Как и у большинства подобных праздников, подоплека у него религиозная. Жил–был в IV веке римский легионер (доросший со временем до офицера) по имени Мартин (что означает «посвященный Марсу». Родители с рождения готовили его к воинской службе). Когда он служил в Галлии, в городе Амьене (современная Франция), однажды, возвращаясь в лагерь, встретил на дороге раздетого и почти замерзающего нищего. Недолго думая Мартин выхватил свой меч и... разрезал форменный плащ пополам. Одну половину отдал нищему, а вторую оставил себе. За преднамеренную порчу военного имущества (а обмундирование — именно такое имущество) Мартину грозил трехдневный арест, но он не испугался. Как не испугался насмешек, которые его поступок вызвал у других воинов. Ничего удивительного: в IV веке сильный был всегда прав (не слишком что–то изменилось за тысячелетие, правда?), а слабый... Слабый умирал на улице от холода и голода (и это задолго до того, как социальный дарвинизм был сформулирован как система взглядов). Отдав бедолаге свой плащ (ну хорошо, хорошо — половину плаща), Мартин пошел против стереотипов своей эпохи. Он потом еще будет это делать не раз.

...А ночью во сне ему явился Иисус. Он и был тем нищим. На следующий день Мартин уволился с военной службы и ушел в только–только признанную в Римской империи официальной (наряду со всеми другими, например, язычеством) христианскую церковь. Он был активным миссионером, как считается, основал самое старое из всех еще существующих в Западной Европе аббатство в местечке Лигуже недалеко от французского города Пуатье. Скромный и не стремящийся к славе и земным радостям, он долго отказывался стать епископом Тура. Однажды даже спрятался от официальной делегации, пришедшей звать его в начальники, в гусятнике. Но гуси своими криками его, понятное дело, выдали, и пришлось будущему святому принять официальный пост. Но с крикливыми птицами история поквиталась. Гусь уже много столетий — главное блюдо на святомартинском столе. А нечего было идти против воли святого человека. Га–га–га, понимаешь. В печку.


В более религиозных Германии и Франции (в них святой Мартин почитается как национальный святой, а также как покровитель бедных, нищих и беженцев. Очень актуально в наши дни, сами понимаете) этот праздник в первую очередь религиозный. В атеистической Чехии — замечательный повод для встреч с друзьями и торжественной семейной трапезы (как будто для этого нужен специальный повод). И хотя чехи ввиду своего равнодушия к церкви пост блюдут не слишком, но помнят, что когда–то святомартинский гусь был последним скоромным блюдом перед шестинедельным рождественским постом. Поэтому и сегодня гусей для праздника выращивают специальных, «полужирных»: мол, по такому случаю диету лучше отложить на потом, а сегодня можно и согрешить. В День святого Мартина в Чехии обычно позволяют себе лишнего (хотя, судя по статистике и репутации самой пьющей страны в мире, чехи позволяют себе лишнего не только в этот день). И запивают гуся молодым (и только молодым!) вином из винограда осеннего урожая текущего года. Эта традиция появилась в XVIII веке при императоре Йозефе II. Считается, что бутылки с вином нужно открывать ровно в 11 часов 11 минут. Поэтому для меня удивительно, что День святого Мартина в Чехии — не выходной. Получается, с утра выпил — и снова на работу?

Но праздник мне нравится. И вино молодое прекрасно, хотя тут главное — соблюдение нормы. Из–за молодости своей бесшабашной оно быстро бьет и по ногам, и по голове. И даже жирный гусь не поможет. Чуть перестараетесь — и явится вам рыцарь на белом коне. Умеренности вам даже в страсти!

Советская Белоруссия № 221 (24851). Суббота, 14 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter