Рынок движимости

Автомир вокруг нас меняется, как в калейдоскопе. На смену ВАЗам–21–0... (последнюю цифру добавьте сами) пришли модные и не очень иномарки...
Автомир вокруг нас меняется, как в калейдоскопе. На смену ВАЗам–21–0... (последнюю цифру добавьте сами) пришли модные и не очень иномарки. Гаражных мастеров–умельцев сменили (не всех, конечно) профессионалы из сервис–центров. Перегонщика дядю Васю потеснили крупные компании–поставщики. Одним словом, автомобильный рынок, который в любой развитой стране имеет масштабную инфраструктуру и солидный оборот, за последние годы «цивилизовался». Если присмотреться к качеству белорусского частного автопарка, то бросается в глаза (и цифры это подтверждают), что самой популярной иномаркой в Беларуси на протяжении последних лет является немецкий «народный автомобиль» — «Фольксваген». Похоже, это один из тех маячков, который указывает на приближение нашего общества к среднеевропейским стандартам. К слову, помните, лет десять назад СНГ вообще и Беларусь в частности с чьей–то легкой руки называли кладбищем европейского автопрома. По мнению главы администрации холдинга «Атлант–М» Сергея Рябухина, это «клеймо» уже совершенно не актуально. «Времена, когда наша страна была «автомобильной свалкой» и потребляла то барахло, которое подлежало ликвидации в Европе, канули в Лету. Если белорусы сегодня покупают подержанные автомобили, то это, как правило, машины моложе 10 лет и в хорошем техническом состоянии», — убежден эксперт. Иными словами, белорусский автопарк вырос качественно. Впрочем, и количественно тоже. Специалисты отмечают, что по числу автомобилей на тысячу населения Беларусь занимает лидирующие позиции в СНГ. На начало прошлого года на тысячу белорусов приходилось 170,5 автомобиля, в то время как на тысячу россиян — 160, украинцев — 130. В других странах СНГ этот показатель был заметно ниже.

Сегодня многих интересуют перспективы развития белорусского автомобильного рынка. В минувшем году, по экспертным оценкам, в Беларуси было продано около 5.000 новых автомобилей. Рост дилерских продаж составил 8 процентов. В России и Украине, кстати, темпы сбыта были немного выше. Почему? По мнению Сергея Рябухина, в соседних странах идет экстенсивный рост рынка, его насыщение. В Беларуси же рынок заполнен плотнее. Борьба за клиента жестче... По логике вещей дилеры, заинтересованные в максимизации прибыли, должны переправлять финансовые ресурсы с медленно растущих рынков на быстро растущие. Однако недавно стало известно, что в Минске запланировано строительство новых автоцентров стоимостью несколько миллионов долларов. Чем объяснить такую стратегию поставщиков? По мнению аналитиков рынка, в ближайшие годы в Беларуси вполне вероятен всплеск спроса на автомобили. И дилеры к этому готовятся. Одним из факторов, стимулирующим приобретение «железных коней», станет (и, похоже, уже становится) создание равных условий для физических и юридических лиц при таможенном оформлении ввозимых машин. Напомним, что в ноябре 2005 года Президент соответствующим указом упразднил уплату акциза и НДС для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поставляющих машины в Беларусь. Цены на автомобили снизились. В этом году представители дилерских компаний прогнозируют 20–процентный рост продаж.

Благоприятствует сбыту на белорусском рынке относительно невысокая таможенная пошлина (ее размер, как известно, зависит от возраста машины и объема двигателя). По словам Сергея Рябухина, стоимость таможенной очистки у нас, составляющая в среднем около 30 процентов от стоимости авто, значительно ниже, чем в России и Украине, где пересечение границы удорожает транспортное средство на 45 — 50 процентов.

Тормозящим фактором на пути автомобилизации белорусского общества выступают высокие ставки по кредитам. В 2005 году они достигли 12 — 15 процентов. По мнению представителей дилерских компаний, оптимальным будет снижение ставок по «машинным» займам до 9 — 11 процентов. Впрочем, вопрос доступности кредитных ресурсов остается открытым.

Еще один момент, волнующий сегодня многих участников авторынка — как реальных, так и потенциальных, — появятся ли в нашей стране легковые автомобили с лейблом «Сделано в Беларуси». И если да, то насколько они смогут удовлетворить потребности жителей страны. Напомним, что в январе этого года было подписано соглашение о сотрудничестве между белорусским СП «Юнисон» и иранской компанией «Иран Ходро», предусматривающее сборку под Минском недорогих автомобилей «Саманд». По мнению Сергея Рябухина, новые модели потенциально способны конкурировать в низком ценовом сегменте, например, с автомобилями ВАЗ, изделиями Горьковского завода. «Было бы замечательно, если бы большое количество белорусов могло позволить себе новые и недорогие автомобили. Наш собственный опыт работы с китайскими производителями показывает, что тот же КИА, цена которого 10 — 11 тысяч долларов, имеет успех у тех граждан, которые не могут рассчитывать, скажем, на новый немецкий автомобиль, а покупать подержанный не хотят. Иранские изделия, я полагаю, будут еще более дешевыми, чем российские и китайские», — говорит эксперт.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter