РУП «Белдорсвязь»: Дорога с интеллектом

В наши дни облик современных дорог страны определяют не только надежность и безопасность, но и обилие высокотехнологичного оборудования. Сегодня наряду с умными устройствами, домами и городами «уровень интеллекта» заметно повысился и у дорожной сети.

Директор Николай Бичан.

В условиях роста автомобильных потоков трассы должны и обладать прочным покрытием, и быть высокотехнологично оснащенными. Здесь первую скрипку играют современные технологические решения в области интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Поскольку водителям уже недостаточно следить лишь за дорожной разметкой и знаками, важны дополнительные источники информирования, которые предупредят о погодных условиях и инцидентах в пути. Это позволяет принимать верные решения, влияющие на безопасность движения.

Делать отечественные дороги умнее помогает республиканское унитарное предприятие «Белдорсвязь». Внедряя коммуникации и информационные технологии, специалисты совершенствуют современные информационно насыщенные магистрали. И в том, что автомобильные дороги стали визитной карточкой Беларуси, есть определенная заслуга этой организации.

Цифровые решения

— В нашей стране, как и во всем мире, проходят глобальные процессы цифровизации практически всех сфер деятельности человека. Транспортный комплекс не исключение. С учетом передового международного опыта и современных стандартов наша компания выполняет полный комплекс работ по созданию интеллектуальных транспортных систем и дорожных телекоммуникаций. Начиная с процесса проектирования и завершая их техническим обслуживанием, — отмечает директор РУП «Белдорсвязь» Николай Бичан. — Развитие интеллектуальных транспортных систем на республиканских дорогах — стратегическая задача. Поскольку это основа повышения безопасности перевозок, мобильности и экологической устойчивости за счет интеграции различных технологий в управление и эксплуатацию транспортной системы.

Заместитель начальника управления по интеллектуальным транспортным системам управления эксплуатации и развития технологической связи Александр Койнов и старший инженер отдела мониторинга работоспособности технологической связи и ИТС Александр Шимков.

В будущем ИТС изменят многое, представляя беспроводную среду коммуникаций и взаимодействий между транспортными средствами и дорожной инфраструктурой, позволят участникам движения отправлять и получать в режиме реального времени информацию о потенциальных опасностях и дорожных условиях. В свою очередь, дорожно-эксплуатирующим службам важно в режиме реального времени получать достоверную информацию о состоянии дорог, чтобы своевременно производить их обслуживание.

Трасса знает

Для того чтобы решить поставленные вопросы, на дорогах страны уже функционирует около 1500 единиц ИТС-оборудования. Ежегодно его количество только растет. К этой работе «Белдорсвязь» имеет непосредственное отношение. Сегодня ведомственная интеллектуальная транспортная система уже включает подсистему метеомониторинга, функционал которой — предоставление дорожным службам оперативных сведений о погодных условиях, оказывающих влияние на состояние дорог.

Еще пример интеллектуальных возможностей транспортных артерий — подсистема видеонаблюдения, обеспечивающая передачу достоверной информации о состоянии дорожного покрытия и условиях движения на трассах в режиме реального времени. Есть на дорогах и система информирования, которая через электронные табло оповещает водителей об опасных погодных явлениях и инцидентах на дороге.

Планерка работников управления строительно-монтажных работ.

Контроль за использованием транспорта, который участвует в содержании автодорог, обеспечивает подсистема GPS-мониторинга технического транспорта. Наконец, снабжены умные дороги и автоматизированной системой учета интенсивности движения и состава транспортного потока.

Чтобы это обилие технических устройств было синхронизировано, а также для оперативного контроля за содержанием дорог страны в «Белдорсвязи» создана высокоскоростная ведомственная сеть передачи данных протяженностью более 2,8 тысячи километров, сеть ведомственной телефонной связи, а также сеть технологической радиосвязи для четкого управления работой техтранспорта и бригад.

Подсказки в пути

В этом году специалисты «Белдорсвязи» выполняют работы на многих объектах по всей стране, включая автодороги М-3 (на участке Логойск — Хатынь), кольцевую вокруг Могилева М-15, Р-54 Смолевичи — Жодино, Р-46 Лепель — Полоцк и М-10 Гомель — Речица. Выполнение этих задач позволило усовершенствовать ведомственную интеллектуальную транспортную систему, дополнив ее новым ИТС-оборудованием и волоконно-оптическими линиями связи.

Инженер-администратор отдела развития телекоммуникационных систем и информационной безопасности управления информационных технологий Владимир Маслов.

Знаковым проектом можно назвать работы на М-15 — кольцевой дороге вокруг Могилева, а особенно интересным — на М-10, где специалисты участвовали в пилотном проекте создания системы предупреждения о выходе диких животных на трассу, что помогает заблаговременно отследить их появление, предупреждая водителей о потенциально аварийной ситуации.
С учетом того что только за 2022 год зарегистрировано более трех тысяч ДТП из-за такого рода прецедентов, этот проект очень важен. И если он оправдает ожидания — будет полезным и позитивно оцененным, можно применить полученный опыт, транслируя его на другие участки дорог, находящихся на путях миграции диких животных. Ожидаемый результат — снижение уровня аварийности.

Обещали — сделаем

— В работе команды главное — четкое исполнение обязательств. Если мы обещаем, то обязуемся выполнить договоренности при любых обстоятельствах, — подчеркивает Николай Владимирович. — Вспоминаю, как несколько лет назад, 31 декабря, когда вся страна готовилась встречать Новый год, наши специалисты завершали строительство объекта одного из крупных заказчиков. Никто не искал причин, чтобы перенести сроки, поскольку заявили, что уложимся в отведенное время. Значит, так и должно быть. Это вызывает уважение бизнес-партнеров. Главное, такая степень надежности сформировала глубокое доверие к предприятию и его высокую деловую репутацию.

Начальник калибровочно-испытательной лаборатории Алексей Петрикевич.

Нет сомнений, «Белдорсвязь» достигла этого за счет мотивированных профессиональных кадров. Эффективность работы компании и ее конкурентоспособность напрямую зависят от качества трудовых ресурсов. Надо сказать, что у предприятия есть действительно штучные специалисты, как имеющие глубокие познания в теории, так и практически участвующие в создании интеллектуальных транспортных систем. Таких в масштабах даже постсоветского пространства не так уж много.

— Очевидно: будущее принадлежит новым технологиям. Исходя из этого мы формируем задачи и решения в компании. В структурных подразделениях, отвечающих за цифровизацию и IT-направление, у нас уже работает более 20 сотрудников, и это не предел, — продолжает Николай Бичан. — Мы и дальше намерены расширять штат высококлассных специалистов в этих областях, поддерживая процесс цифровизации транспортной отрасли.
Хочется искренне поздравить уважаемых коллег с профессиональным праздником — Днем автомобилиста и дорожника! Пожелать благоприятной рабочей атмосферы, новых перспектив и финансового роста, признания и гордости за избранное дело. Здоровья, удачи и благополучия.

УНП 190304566
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter