О приоритетах кардиологической службы

Руку на сердце

Болезнями системы кровообращения страдают 2 миллиона 470 тысяч наших сограждан — это четверть всего населения, и почти каждый третий — взрослый. Посмотреть на эту статистику сквозь розовые очки не получится при самом горячем желании. Ведь в итоге у нас более половины смертей происходит как раз из–за «поломок» в сердечно–сосудистой системе, в этом плане они опережают рак. Изменить ситуацию одни врачи не в силах. Потому что какие бы сложнейшие операции ни осваивались, какие бы суперсовременные технологии для спасения жизни ни брала на вооружение кардиологическая служба, здоровье, которое пациент упорно гробит своими же руками, обратно вернуть крайне затруднительно, если вообще возможно.


Фото: www.gormed.su

Высокие технологии в медицине без профилактики болезней — что один в поле воин. ВОЗ, например, определила 7 простых правил, позволяющих всем нам максимально снизить риск сердечно–сосудистых болезней. Надо контролировать артериальное давление, уровень холестерина, правильно питаться, давать себе разумную физическую нагрузку, не курить, ограничить употребление алкоголя и избегать длительных стрессов. Есть ли человек, для которого все это будет новостью?

Проблема в том, что пока гром не грянет и «скорая» с мигалкой не помчится, все последствия неправильного образа жизни кажутся нам чем–то абстрактным да и маловероятным. Авось пронесет. В пику такому подходу директор РНПЦ «Кардиология», профессор, академик НАН Беларуси Александр Мрочек приводит конкретные факты. Смертность от повторного инфаркта миокарда в категории курильщиков выше почти в 2 раза, им в 5 раз чаще приходится идти на ампутацию при сахарном диабете. Курение увеличивает количество случаев острого коронарного синдрома, гипертонических кризов. Англичане подсчитали: если вдруг все население города, размером как наш Гродно, в одночасье бросит курить, то выездов неотложки будет на 15 процентов меньше. Но для нас это пока из области фантастики, ведь без сигареты не представляют жизни половина мужского населения и каждая десятая дама.

Да и чистого алкоголя у нас уходит 9 с лишним литров на душу. А именно с ним увязана внезапная сердечная смерть, на счету которой примерно 20 процентов от всех летальных исходов при болезнях кровообращения. В США для нее даже придумали специальный термин: «праздничное сердце». Обильные возлияния — плохая услуга «пламенному мотору». Все дело в том, что алкоголь обостряет имеющиеся проблемы. Если его прибавить к гипертензии, которую можно долгие годы держать в узде, это выльется в гипертонический криз с инсультами. К аритмии — можно заторопиться на тот свет. Кардиологов любят упрекать в нерадостной статистике, мол, от ваших же болезней мы теряем людей. Но, например, когда они провели анализ смертей от инфаркта миокарда в Гродненской области — там их произошел рост, оказалось, что у половины умерших была завышенная цифра алкоголя в крови. Спиртное спровоцировало печальный исход — и именно поэтому Александр Мрочек относит алкоголь к агрессивным факторам риска.

Спрятать под замок зеленого змия кардиологи, конечно, не могут. Они идут другим путем — кропотливо создают сеть центров, где человеку с острым инфарктом миокарда окажут экстренную помощь, минимизирующую последствия. Благодаря программе «Острый коронарный синдром» в Минске и областях появились ангиографы — аппараты, с помощью которых можно не только оценить состояние сосудов, но и проникнуть в тот, что пострадал, восстановить кровоснабжение, а, значит, не дать развиться инфаркту. Если сделать это в течение часа — часа двадцати после того, как человеку стало плохо, негативных последствий можно избежать. Поэтому сейчас задача — создать столько центров, чтобы любого пациента можно было доставить к медикам в кратчайшее время. Строится карта, готовятся кадры.

Но ведь и тут вмешивается человеческий фактор. Почувствовав интенсивную, непрекращающуюся боль за грудиной — явный признак развития острого коронарного синдрома, — лишь половина пациентов спешит вызвать врача в первые 6 часов. Остальные терпят, поминутно теряя шансы на благополучный исход... Доктора работают на своем фронте: благодаря различным программам уровень смертности от болезней кровообращения за последние 15 лет снизился на 9 процентов, по этому показателю мы обогнали Россию и Украину. Но сдерживать темп роста заболеваемости врачам должны помогать и пациенты — и нынешние, и потенциальные. А начать можно с простого: хотя бы не игнорировать прием назначенных таблеток «от давления». Это сейчас происходит сплошь и рядом.

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 153 (25035). Четверг, 11 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter