Режиссер Елена Козлова — о полувековом творческом юбилее и смене поколений в театральном искусстве

Ровесники и романтики

Образцовый театр юного зрителя «Ровесник» в этом году отмечает свой полувековой юбилей. С 1972 года здесь поставили более 100 спектаклей, а свои первые шаги на гомельской сцене сделали тысячи юных артистов. Менялось время, сменялись поколения, но оставались традиции и творческий стиль. Ведь вот уже 50 лет у руля «Ровесника» создатель и бессменный руководитель Елена Козлова — режиссер-воспитатель, режиссер-мама, режиссер-романтик.

Фото Таты Кавериной.

Время романтиков

Елену Козлову судьба привела в театр еще в конце 1960‑х. В 8‑м классе сыграла свою первую роль, училась у опытных и талантливых наставников, а в 1972 году и сама набрала первых учеников. Так родился «Ровесник», хотя само название появилось значительно позже. Елена Владимировна не скрывает, что пошла в режиссуру не за деньгами или славой:
— Тогда было время романтиков. Я современным ребятам рассказываю, как выпускники с золотой медалью шли работать метео­рологами, геологами, — никто не верит. Мы старались выбирать необычные профессии, не думали о больших заработках, а пытались раскрыть себя, проявить. Сейчас другие нравы, но я скучаю по тому особому миру, в котором «интересно» стояло выше, чем «выгодно».

Часть истории

Театральная студия не раз переезжала. Сейчас подростки репетируют в Гомельском государственном областном Дворце творчества детей и молодежи. Взгляд невольно подмечает раритетные декорации и яркие костюмы. Елена Владимировна рассказывает:

— Все сделано своими руками. Раньше не всем ролей хватало, но ребята все равно были при деле. Кто-то шил платья, кто-то клеил камин или колонну для очередной постановки. Иным декорациям уже почти 30 лет. Театр и сам по себе часть истории: в 1985 году в Гомеле издавалась энциклопедия, и в ней уже есть о нас статья.

Замечаем, что ребята хоть и из младшей группы, но достаточно взрослые — лет 14 — 16. Режиссер поясняет:

— Я стараюсь не брать детей младше 12 — 14 лет. Родители просят, но в слишком юном возрасте часто меняются предпочтения. Сегодня ребенок хочет играть, а завтра уже танцевать. Да и стараюсь все же давать профессиональные навыки. Даже после театральных вузов автоматически выдающиеся артисты не выходят. А так растут мои подопечные — вместе с ними растет и наш репертуар.

Роль должна быть внутри

Среди постановок, которые родились в «Ровеснике», сложно выделить лучшую. «Мой бедный Марат», «Жестокие игры», «Продавец дождя» — перечислять золотой фонд можно долго. Да и с артистами всегда везло, делится режиссер:

— У меня в одном спектакле мальчик играл Есенина без грима — настолько был похож. А как-то увидела девочку и сразу поняла, что нашла Снегурочку. Спрашиваю, как зовут, а она мне: Снежана. Даже имя в точку попало.

Внешнее сходство — полдела. Но Елена Владимировна убеждена, что главное — то, что внутри.

— Бывает, что в зеркале Золушка, а в душе — королева. Хорошо, когда у артиста роль и внутреннее состояние находят друг друга. Я вообще никогда не ставила себе целью, чтобы дети шли в артисты, — неожиданно признается руководитель театра. — Скажу больше: старалась их даже предостеречь от такого шага. Слишком много факторов должно совпасть для успеха, а где-то и везение нужно.

Постановка «Золушка». 2011 год.

Сложности профессии

На календарь Елена Владимировна до сих пор смотрит с удивлением:

— 50 лет прошло — подумать страшно! Уже бы и смену готовить себе, но в режиссеры мало кто идет. Может, и «Ровесник» существует, пока существую я. Придет ли кто-то после — не знаю. Но пока есть силы — будем творить.
Специфика работы в любительском театре абсолютно другая, нежели в профессиональном. Ты прежде всего режиссер-воспитатель, а потом уже толкователь и постановщик.

Здесь зажигаются звезды

И пусть смена для Елены Владимировны еще не подросла, вчерашние юные актеры уже успели зарекомендовать себя в театре и кино.
«Ровесник» для многих стал стартовой площадкой, с которой начинался полет к новым творческим вершинам.
Первую в своей жизни роль здесь сыграла и актриса Купаловского театра Таисия Введенская.

— В театральную студию в 10 лет меня привела мама, которая и сама уже год как занималась в «Ровеснике». Первым спектаклем стала «Каляровая затока», где я играла зверька хохулю, — вспоминает она. — Спектакль был на белорусском языке, как сейчас помню волнение перед выходом на большую сцену. Но все прошло хорошо, а «Ровесник» стал для меня вторым домом на целых 7 лет. И в этом доме всегда ждала вторая мама — Елена Владимировна Козлова. Она смогла привить нам любовь к театру, советовала интересные книги. А какие уютные и теплые чаепития мы устраивали по субботам! «Ровесник» для каждого из нас был и остается больше чем просто театром, это настоящая семья.

boyarchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter