680 000 точек хот-спота, 220 000 сессий за месяц в минском метро: в стране активно развивается бесплатный Wi-Fi

Роутер, подъем!

Скоростной бесперебойный интернет — неотъемлемая часть комфортной жизни, один из показателей ее качества. Поэтому в нашей стране активно развивается доступ к широкополосному беспроводному интернету, а главное — к бесплатному. В населенных пунктах, глубоко под землей в метро и на железной дороге… Корреспондент «Р» окунулся в океан информационных технологий, дабы добраться до истоков интернета с приставкой «социальный».


«Горячие точки»


Сеть Wi-Fi РУП «Белтелеком» сплетена из 680 тысяч точек доступа по всей стране. В том числе в Национальном аэропорту «Минск», областных аэропортах, на автовокзалах, в пунктах пересечения границы,  гостиницах, санаториях, местах общественного питания, торговых центрах, на спортивных объектах, автозаправках, объектах придорожного сервиса, в отделениях банков. Пользователи могут раз в сутки бесплатно подключиться к точкам hot spot (англ. «горячие точки») на полчаса. Согласен, недолго. Однако этого вполне хватит, чтобы отправить мейл, сообщение в мессенджере или загрузить карту. После подключения к сети вы попадаете на портал авторизации, где вводите свой номер телефона. Тут же по SMS приходит пароль для входа в сеть. Так соблюдаются требования Указа № 60 в части авторизации и идентификации пользователей. Через SMS сделать это проще и удобнее всего.



— В Минске наших точек хот-спота больше 50 тысяч, — уточняет заместитель генерального директора РУП «Белтелеком» по техническим вопросам Вадим Шайбаков— Подавляющее большинство из этого числа — обычные домашние модемы. Минимальная скорость на каждое подключенное устройство — 1 Мбит/с. При подключении к профессиональному оборудованию, роутерам — 2 Мбит/с, имя такой точки — BELTELEСOM.

Использовать одни роутеры пока не получается. Мощность оборудования физически ограничена типом связи в 100 мВт. На открытой местности это порядка 90 метров, а в лабиринте железобетонных многоэтажек зачастую радиосигнал Wi-Fi не проходит дальше 15 метров. Только представьте, каким количеством роутеров придется уставить один только Минск.

«Белтелеком» нашел решение, которое позволило сэкономить значительные средства на оборудовании. Некоторые домашние модемы еще и параллельно раздают точку доступа byfly WI-FI. Она лишь частично использует аппаратные возможности модема. Скажем, вы уехали на работу, модем включен — но нагрузки на него нет, тогда публичная точка забирает эти свободные ресурсы. Вернулись домой, стали качать, механизм оптимизации ресурсов урезает скорость публичной точки вплоть до минимума — 1 Мбит/с. Трафики изолированы друг от друга, скорость по тарифу абоненту гарантирована.

При передвижении по городу ваша сессия передается от одной точки к другой — срабатывает режим «хэндовер». В формате мобильной связи на это уходят миллисекунды, даже не заметите. Точкам хот-спота на такое перестроение требуется четыре секунды, поэтому иногда интернет тормозит.

Но у Вадима Шайбакова в запасе есть и хорошая новость:

— Сеть появилась в 2007 году, и тогда такой стандарт хэндовера был удовлетворительным. Однако технологии Wi-Fi прогрессируют, и время переключения между точками мы стремимся свести к 60 миллисекундам. Это позволит без задержек общаться, к примеру, по скайпу или вайберу.

Рассчитан бесплатный Wi-Fi  на самые необходимые манипуляции в интернете — ответить  в мессенджере, загрузить документ.

Путевой Wi-Fi


На Белорусской железной дороге сеть Wi-Fi обеспечивается более чем 160 точками доступа, установленными на вокзалах, станциях и остановочных пунктах, также она организована в 18 электропоездах серии ЭП. Беспроводной интернет в вагонах этих поездов — дело рук провайдера А1.

— Проект с БелЖД и «Stadler Минск» стартовал в 2016 году, — вспоминает события дней минувших Алексей Гапеенко, начальник отдела локальных решений этой компании. — В прошлом году мы оборудовали беспроводным интернетом 8 поездов ЭПм и ЭПр, в этом — еще 10 серий ЭПг и ЭПр. Это все Stadler в парке БелЖД. На данный момент мы занимаемся дизельными поездами PESA. Уже готовы три таких трехвагонных состава. Уверенно могу сказать, что до конца этого года все PESA будут обеспечены Wi-Fi. Вместе со Stadler это все поезда бизнес-класса Белорусской железной дороги. После дойдем и до вагонов локомотивной тяги, начнем с фирменных поездов.

Алексей ГАПЕЕНКО.

Разберемся, как же устроен интернет в вагонах. Схема проста: внешняя антенна принимает сигнал 3G с вышки, базовой станции, а маршрутизатор (роутер. — Прим. авт.) преобразует его в Wi-Fi и раздает пассажирам. Легко в теории, а на практике — не очень.

Вдоль железнодорожных путей, средь лесов и полей, низкий уровень приемного сигнала. Улучшить его можно только за счет установки новых базовых станций — высокие опоры и большая мощность. Сложный рельеф усложняет задачу мобильному оператору. В лесистой местности сигнал проходит всего на несколько километров. Дальше нужно строить подхватывающую базовую станцию для формирования зоны наложения сигнала.

Строить новые базовые станции — мероприятие далеко не дешевое: это затраты на проектирование, строительство вышки, ее транспортировка и установка. Иногда базовые станции устанавливаются в местах сложной геологии, а это дополнительные расходы. Плюс затраты на электрификацию вышки и аренду земли. Благо в этом проекте БелЖД разрешила провайдеру брать электропитание от своих сетей и строить базовые станции на своих участках возле путей.

В этом и кроется обоюдная выгода. Мобильный оператор предоставляет услугу беспроводного интернета БелЖД хоть и не бесплатно, но все же эта сумма несоизмерима с космическими затратами на строительство новых базовых станций. Главный интерес оператора — развитие его сети 3G, обеспечение в пути своих абонентов устойчивым покрытием мобильного интернета.

Максимальная ширина канала каждого сектора базовой станции — 42 Мбит/с в теории, по факту немного меньше. Однако этим ресурсом пользуются и абоненты оператора, мобильным интернетом нагружают канал, остаток же идет на нужды Wi-Fi. Скорость скромная, но и рассчитан бесплатный Wi-Fi на самые необходимые манипуляции в интернете — ответить в мессенджере, загрузить документ.

— Ради мобильности приходится жертвовать скоростями, — заключает мысль Алексей Гапеенко.

Для развлекательных целей в вагонах Stadler установлен бортовой медиасервер с локальным Wi-Fi. Без выхода в интернет вы сможете смотреть фильмы в высоком качестве.

Строить новые базовые станции — мероприятие далеко не дешевое: это затраты на строительство. проектирование вышки, ее транспортировка и установка.

Подземный трафик


Провайдер «Деловая сеть» в прошлом году запустил сеть Free Wi-Fi Minsk. Точек хот-спота куда меньше, чем у «Белтелекома», зато нет ограничений по длительности сессии. Трафик тоже не ограничен, качай сколько душе угодно, пока находишься в зоне действия точки. Опознать их можно по приметным наклейкам Free Wi-Fi Minsk. Больше ста локаций по Минску, десяток в стране. Но самое главное — на станциях метро «Октябрьская», «Купаловская», «Петровщина», «Площадь Ленина», «Уручье», «Немига», «Первомайская», «Автозаводская». До конца года в компанию к ним прибавится еще четыре станции метро: «Академия наук», «Могилевская», «Площадь Якуба Коласа» и «Каменная Горка».

— Проект имиджевый, нами движет гуманистическая идея интернетизации, — искренне заверяет Дмитрий Шильцев, заместитель генерального директора ООО «Деловая сеть» по техническим вопросам— Частично доля затрат на проект отбивается за счет показа рекламы на портале авторизации.

Дмитрий ШИЛЬЦЕВ.

Оптоволоконный кабель идет до узла на станции метро, с которым связана точка по технологии Ethernet. Ширина канала на каждой станции — 100 Мбит/c. Правда, зона действия Free Wi-Fi — только на перронах, в тоннеле не ловит. Но и так хорошо, дареному интернету в маршрутизатор не заглядывают.

— Декоративные элементы на перронах мешают сигналу, например, мраморные изгибы на колоннах переотражают его, — поясняет Дмитрий Шильцев. — Образуется так называемая зона интерференции. Поэтому на сложных станциях, например на «Октябрьской», мы ставим точки с направленными антеннами. Кроме того, эти роутеры «держат» много пользователей и эффективно делят трафик между ними. Один такой маршрутизатор стоит 800 долларов. В вестибюлях возле турникетов установлены точки попроще. На станциях с низким потолком мы устанавливаем точки с всенаправленными антеннами.

За июль — 220 тысяч сессий на всех станциях. Особенно растет трафик к концу месяца, когда у людей истощаются тарифные планы мобильных операторов. Пики нагрузки беспроводной сети в метро — с 16 до 18 часов и вечером, с 22 часов до полуночи, когда ожидание поездов затягивается.

Также провайдер установил беспроводной интернет в автобусах по маршруту 300-Э, которые ходят от Центрального автовокзала в Национальный аэропорт «Минск». Всего таких автобусов семь. Как и везде, маршрутизатор принимает 3G и раздает Wi-Fi в салоне.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter