Визит Екатерины II, плодородные земли, река Прейда и атмосфера дружбы: чем еще приметна деревушка из Хотимского района

Роскошь на четверых

В каждом из немногих оставшихся в деревне жилых домов бережно хранят передаваемую из поколения в поколение историю. Она гласит, что однажды мимо по большаку в карете проезжала Екатерина II. Увидела Роскошь, тогда именуемую Крутели, и остановилась. Место настолько понравилось императрице, что она приказала: деревня должна называться Роскошью! Возможно, более двух веков назад местность действительно впечатляла, но сейчас в это верится с трудом. Начальную школу и магазин в деревне закрыли, разобрали клуб. Канули в Лету и когда-то успешные сельхозпредприятия. Последние годы один за другим исчезают в населенном пункте опустевшие дома, а заросли подступают все ближе. Из роскошанцев осталось всего 4 бабушки. Но, глядя в их приветливые, искрящиеся добротой глаза, понимаешь: Роскошь в первую очередь — это сами жители деревни и их оптимистическое отношение ко всему. Они любят жизнь просто так, довольствуются малым, но при этом стремятся к лучшему.  И даже в солидном возрасте не боятся работы.

 
Буквально 50 лет назад в Роскоши было 75 семей, 300 жителей. Жили бедно, но весело и дружно.

Любовь, Барс и просто Кот

Сейчас у каждой местной пенсионерки по две палочки в руках: без них передвигаться практически невозможно. Бабушки сидят по домам, в гости друг к другу не ходят и рады любому визиту. Чаще всего к ним наведываются соцработник, почтальон и автолавка, чуть реже приезжают родственники.

А вот журналисты в деревне редкость. Любовь Терехова с улыбкой встречает нас у порога, а за ней хвостиком идут старый пес Барс и кот по кличке Кот.

— В Роскоши я родилась и прожила всю жизнь, — начинает рассказ Любовь Никитична. — Работала здесь же на ферме. Сначала была дояркой, потом — заведующей и бригадиром. Коллектив работал отлично, никого подгонять не нужно было. Дружили тоже вместе, любили собираться «на беседы».

Любовь Никитична Терехова со своим любимцем.

Поэтому и показатели на ферме, где содержалось 400 голов скота, дойное стадо на 100 животных, были высокие. В год давали по 300 000 литров, а это солидно для ручного труда.

Успевали сельчане работать и на личных участках, где хорошо родила земля. Раньше на каждый дом давали всего по 28 соток земли, вздыхает собеседница, а как сил от старости не осталось — хоть гектар бери. Хороший урожай в Роскоши и теперь:

— Прошлым летом помидоры, перец, лук выросли на зависть. И малины столько — некуда девать. Закаток наделала целый погреб.

Зимой 81-летнюю Любовь Никитичну подвело здоровье, тем не менее прекратить работать в огороде она не планирует. На подоконнике уже зеленеет рассада.

Сыновья Коля и Толя, которых Терехова воспитала вместе с мужем Михаилом, зовут мать к себе в Борисов и Минск. Но та не спешит:

— Хоть еще немного возле хозяина побыть.

Он с гармонью, она со стихами

Чуть дальше по улице Зеленой живет Мария Лаущенко. Ее домик и двор очень ухоженные, радуют яркими красками. Поддерживать порядок здесь помогают две дочери и сын, которые живут неподалеку, в Хотимском районе. Но основная заслуга принадлежит мужу Григорию.

В свои 74 года Мария Васильевна Лаущенко заправски играет на бубне.

История их отношений начиналась интересно:

— Мы познакомились на танцах, куда Гриша пришел из своей деревни Владимировки. Но, признаюсь, тогда я ухаживания не приняла и обманула его, что старше на несколько лет. Хотя мы оба дети Победы. Родились в 1945 году.

Григорий вскоре ушел в армию, а Мария уехала в Климовичи учиться на ветеринара. Уже потом парень признался, что писал своей сестре и спрашивал про местные новости. Он очень боялся, что приглянувшаяся девушка выйдет замуж. Когда солдат вернулся, он продолжил ухаживания.

— Настойчивый, надежный, верный, да еще и возмужал — тут я, конечно, растаяла. И ни разу об этом не пожалела. Жила за ним как за каменной стеной.

Дом Григорий построил с помощью дядек и дедушки жены, а от них научился и потом сам срубил сараи, баню. Держала молодая семья много живности — от лошади и коровы до овец.

— Животных я всегда очень любила. Не только своих, домашних, но и колхозных. Отвечала за скот в двух хозяйствах — «Чырвоны маяк» и имени Карла Маркса, а еще была фельдшером в колхозе «Советская Белоруссия». К каждой корове, к каждому поросенку у меня был свой подход, старалась помочь им при недуге, поэтому много изучала тематической литературы.

В свободное время Мария Васильевна любила сходить за грибами и ягодами. Но за черникой, например, с подругами отправлялась далеко, за Беседь. В самом мелком месте реку, а это выше пояса, переходили вброд. Улыбается: «Заодно и искупаешься».

Супруги Лаущенко были творческой семьей. Она много вязала и вышивала крестиком картины, писала стихи, он играл на гармони и бубне. Вместе прожили почти 50 лет.

Семейное древо Шалупиных

Марию Шалупину от подруг отделяет небольшая река Прейда. Вроде и живут недалеко, а видятся редко. Вокруг обходить — далеко для пенсионерок:

— Но за свой 81 год я уже находилась. Долгое время работала почтальоном и носила по деревням тяжелую сумку с новостями — газетами, письмами. Когда получалось, ехала на велосипеде, а другой раз в сильную пургу муж запрягал коня.

Радость Марии Карповны Шалупиной — ее семья: трое детей, шестеро внуков, шестеро правнуков.

С Алексеем Мария Карповна училась в одном классе. Как водится, он носил ее портфель и отгонял местных хулиганов: «Никому не давал снежок в мою сторону бросить!»

Хотя характер у девушки был такой, что сама могла дать сдачи любому:

— Благодаря мужу я прожила такую жизнь, что многие могут только мечтать. Помню, проснусь рано утром, а Леши рядом нет. Смотрю — он в огороде с тяпкой работает. Меня не будит, потому что жалеет. Мол, мне на день еще работы хватит по хозяйству и с детьми. Он меня холил и лелеял.

Вместе неподалеку от дома супруги разбили свой парк. Высадили там много кустов малины, несколько елей и березок. Только присесть под ними вместе так и не получилось: всегда хватало забот. А вот родные и сейчас там прохлаждаются в жару и берут березовик по весне.

Детей Шалупины воспитали троих, позже появилось 6 внуков и 6 правнуков. Семейное древо в фотографиях красуется на стене и радует улыбчивую бабушку:

— Семья у нас очень дружная и всегда такой была. В молодости я отлично ладила с родителями мужа, свекровь заменила мне погибшую мать. С моим братом и невесткой отношения тоже были душа в душу. А сейчас радует молодое поколение — все такие умницы.

Приезжают родственники в гости часто, но, признаются, было бы удобно забрать Марию Карповну к себе:

— Но я живу в Роскоши и уезжать отсюда не хочу. Мне здесь тепло и уютно. Лучше нашей деревни на свете места нет!

На самом деле деревня Роскошь есть не только в Хотимском районе. Ее топонимические однофамильцы расположены в Поставском и Новогрудском регионах.

solovieva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter