Романтика руин

Сегодня, в День Независимости, уместно поговорить о самобытности, национальной гордости... С Виктором Корбутом по стране и миру

Сегодня, в День Независимости, уместно поговорить о самобытности, национальной гордости. Тут как раз читатель прислал мне животрепещущее письмо, из которого позволю себе вырвать цитату: «По всем признакам — мы, белорусы, не народ. Мы — население, проживающее на определенной территории и имеющее определенное гражданство. Подтверждением чему служит не общность происхождения, традиций, культуры, этнографии, истории и проч., а отметка в паспорте. Может быть, объединяет язык? Их только государственных — два. Религия? Костел, церковь, синагога, мечеть — это скольким богам молимся? Не деремся — это правда. А ведь есть еще атеисты. Так что до видзеня, пан хороший». Засим также кланяюсь. И спорить не буду. Но с автором письма наверняка не согласились бы двое ученых — Адам Иосифович Мальдис и Армен Сергеевич Сардаров. Причем один из них белорус с литовскими, второй — с армянскими корнями. Они не сомневаются: мы — народ, а не территория, и множество языков и религий не разделяют, а объединяют белорусов. Доказательства?


Позавчера я оказался в художественном музее на презентации новой книги Сардарова и Мальдиса. «Даўняя Беларусь» — название для труда архитектора и литературоведа незамысловатое. Впрочем, что тут мудрить? Старина есть старина — она влечет всегда.


Хотя книга вроде по идее и ненова. Сколько уже было фолиантов со снимками шедевров нашей античности: Лиходедова, Плыткевича, Лукашевича и Алексеева, недавно литовка Бируте Валионите презентовала в Минске свой альбом с видами древней Беларуси. Но у Сардарова и Мальдиса все–таки получилось что–то оригинальное.


За эту оригинальность «Даўнюю Беларусь» чуть было не положили под сукно. Точнее, уже начали «мариновать» в одном из издательств. Три года назад солидная государственная фирма вдруг решила, что авторитетные авторы подошли к теме национального наследия слишком откровенно, не в бровь, а в глаз, показав все как есть: славное прошлое и... оставшиеся от него руины. «Получилось «негламурненько», — сказали в конторе. — Надо бы пригладить «материал».


Однако это все равно что отстроить из силикатного кирпича афинский Акрополь, а проемы между колоннами заполнить стеклопакетами.


Адам Иосифович и Армен Сергеевич исходили из старинной белорусской поговорки: старины не рушить, новины не вводить. Сардаров снял на камеру остатки былого величия, Адам Иосифович прокомментировал «фотосессию». И все–таки почему картинки — сплошь руины? У авторов есть мудрый ответ. Разрушенный свинарник — это плохо, непорядок. А бывший храм, усадьба с покосившимися стенами — это и трагедия, и романтика. В покореженной ограде, проломившейся стене, осыпавшейся кладке, растворенной настежь резной двери, поросшем мхом камне живет дух времени. По неровным, не окрашенным акрилом фасадам читается настоящая летопись истории страны. И вот там–то, между строк, спрятанных в расщелинах дворцов, церквей и местечковых особняков, просматривается настоящая Беларусь. Авторы подсказывают: лучше сказать «сапраўдная» — от слова «правда».


А правда в том, что пора бы перестать некоторым доморощенным мудрецам каждый раз ставить под сомнение существование нашей особой культуры и традиций — да, многоязыких и многоконфессиональных. Мы в этом не уникумы. Немцы и латыши делятся на католиков и протестантов, ливанцы — на православных и мусульман. Образованному человеку не нужно это объяснять.


Когда на земле нет разнообразия флоры, а атмосфера одна и та же — то это или Сахара, или Плутон. А Беларусь — живая и многоликая страна. Надо бы этим гордиться и воспринимать ее такой, какая она есть, и находить в давних временах то, что делает нас крепче, — какими бы мы ни были разными. Но без романтичных руин, фундаментов, заложенных предками, не может быть у нации будущего — вот это однозначно.


Сардаров и Мальдис сели за общий стол и проложили неровную, извилистую, но верную дорогу к Родине. Полистайте в День Независимости их альбом — и вы поймете, какова она, наша страна. Поверьте: она прекрасна без макияжа, морщины и неровности — разбросанные камни, храмы всех конфессий, языковая полифония — придают особый шарм лицу нашей Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter