Родители и дети

Как достойно выполнить свой родительский долг? Об этом размышляют наши читатели...

Родители и дети — самые родные люди на свете! Так должно быть, но не всегда бывает. Проблем в отношениях родителей и детей немало, и они — самые сложные и болезненные. А найти выход из запутанной семейной ситуации так непросто... Почему же не всегда получается стать не только родными, но и близкими по духу людьми? Как разным поколениям найти взаимопонимание в семье? Как достойно выполнить свой родительский долг? Об этом размышляют наши читатели.


Добрый ковчег


Семья, родители — это начало всех начал в жизни человека. Семья сложилась еще до того, как образовалось государство, церковь и другие общественные институты. Семья — это место, где мы получаем поддержку, любовь, понимание. Поэтому мы — и взрослые, и дети — обязаны хранить семью как высшую ценность. И чем раньше человек это осознает, тем, по–моему, он будет счастливее и в своей семье, и вообще в жизни. Нередко дети воспринимают как должное, что родители о них заботятся, оберегают, помогают получить хорошее образование, выбрать профессию. И эта опека растягивается на долгие годы. Но ведь забота и поддержка нужны не только детям, но и родителям. Даже если тебе 17 лет, как мне, вполне можно и помогать, и поддерживать родителей. Никто в семье не может быть идеальным. Каждый из нас может совершать ошибки. Нужно это осознавать и поддерживать друг друга. Именно такая атмосфера взаимопомощи, по–моему, сплачивает семью, помогает лучше понять друг друга, помогает сохранить в семье атмосферу любви и доброты, делает детей и родителей не только родными, но и по–настоящему близкими по духу людьми. Делает семью добрым ковчегом в житейском море.


Илона Савосько, Минск.


Каждая дочка — лучик солнышка


Жизнь сельчан проходит на глазах у всех. И все друг у друга чему–то учатся. У семьи Гелены Леоновны и Вацлава Станиславовича Рынгелей из деревни Путно в Гродненском районе есть чему поучиться буквально каждому. О них все говорят особо уважительно. Да и есть за что уважать: вырастили пять дочек, всех в люди вывели. Сейчас семья еще увеличилась: появились пять зятьев, внуки и правнуки. Муж все ждал сына. Но когда над ним подшучивали, что одни дочки в семье, он отвечал, что каждой радуется, как лучику теплого солнышка поутру.


Гелена Леоновна всю жизнь работала дояркой. Даже на больничном ни разу не была. Бывало, придет в сельмаг одежду девчонкам покупать. А продавщица спрашивает: «Вам какой размер?» «Да любой! Все равно какой–нибудь подойдет», — смеялась она в ответ. Сейчас дочки взрослые, у каждой, как говорит Гелена Леоновна, свое жизненное поле, не всегда ровное, но правильное. И мать с отцом не забывают, по хозяйству помогают. За большим столом, который в хорошую погоду выносят во двор, всегда шумно и весело. Любят рассматривать семейный альбом с фотографиями. При этом Гелена Леоновна всегда говорит, что дети, хорошая семья — это и есть главный рецепт счастья.


Ирина Фоменкова, Гродно.


Дань традиции?


Два года назад мы купили дом в деревне. Живем в нем с ранней весны до поздней осени. Наблюдаю за своими соседями и не перестаю удивляться. Каждые выходные к ним приезжают дети из города — вроде бы помочь пожилым родителям. Но эта помощь обходится пенсионерам в прямом смысле недешево. Дети увозят с собой сумки с деревенской снедью, да еще и денег им престарелые родители дают из своей скромной пенсии. И все считают это нормой! Мол, такие у нас семейные традиции — содержать своих великовозрастных детей. И делают это не только в отдельно взятой деревне — повсеместно. Социологи отмечают, что 30 процентов взрослых детей постоянно (!) получают поддержку от родителей, а еще 40 процентов — время от времени живут на родительские деньги. В то же время своих состарившихся мам и пап материально поддерживают лишь... 10 процентов детей. Конечно, традиции — вещь хорошая, но до известных пределов. Мне кажется, эту традицию иждивенчества взрослых детей давно пора пересмотреть и переосмыслить, а не отдавать ей дань.


Екатерина Баринова, Витебская обл.


Любить и прощать


Родителей, как известно, не выбирают. И они не всегда, к сожалению, достойно воспитывают своих детей. А потом, когда дети вырастут, сполна получают за свои ошибки. Но все равно нужно уметь друг друга любить и прощать! Моя свекровь, Надежда Иосифовна, умерла 3 года назад. Она получала скромную пенсию инвалида II группы, но содержала своего сына–тунеядца более 3 лет. Он пропивал ее пенсию и все, что можно, выносил из дому и пропивал. Такими же были и зять, и племянник, и внук... Кто виноват? Легче всего обвинить саму Надежду Иосифовну, мол, не смогла достойно воспитать детей. Но ведь она всю жизнь работала, как могла, растила детей. Нужны не обвинения, нужно выход искать. Ведь в подобной ситуации оказывается немало семей. А выход находят не всегда достойный. Я знаю семью, в которой отец через суд требует от сына алименты. Не знаю, что заставило отца на этот шаг пойти... Не заработал пенсию? Сын о нем забыл? Но все равно, как с таким камнем на сердце отцу можно жить?.. В любой семейной ситуации, в любом конфликте с детьми нужно, повторяю, уметь любить и прощать.


Е.Василевская, Минск.


Дважды наказан...


Я — осужденный, отбываю наказание в колонии. И за это время лишился всего, что связывало меня с моей семьей. В 2007 году умерла мама. Тяжело заболел отец. Жена пристрастилась к выпивке, воспитанием сына не занималась. В результате ее и меня лишили родительских прав. И сейчас мой сын находится в другой семье, я даже адреса его не знаю. Но я люблю своего сына и никогда его не забывал! Я храню его письма, которые по многу раз перечитываю, хочу сам воспитывать его и очень надеюсь, что сын не повторит моих ошибок. Но куда я ни обращался, меня и слушать не хотят. Вот и получилось, что я дважды наказан — лишили свободы и лишили самого дорогого в жизни человека, моего сына.


Валерий Кончин, Новополоцк, ИК–10.


Лицо обязанное...


Не так давно появилось в нашем обиходе новое словосочетание — обязанные лица. Так сегодня называют родителей, которые просто забыли, что у них есть дети. По всей строгости закона им сегодня напомнили об этом, заставили заботиться, хотя бы материально, о своих детях. К сожалению, из каждых трех обязанных лиц два — представительницы прекрасного пола. Это женщины от 30 до 50 лет. Около 80 процентов их нигде не работает. Если учесть, что обязанных лиц в стране около 28 тысяч, то нетрудно подсчитать, сколько среди них опустившихся женщин. Возможно, их как–то удастся заставить работать. Но как заставить любить своих детей? И кто это должен сделать, участковый? Так ведь к каждой нерадивой мамаше милиционера не приставишь...


Мне кажется, нам следует более активно использовать модель социальной работы, которая уже дает хорошие результаты в других странах. Главный принцип этой модели: заботиться о себе и своих близких должны сами люди. А государство помогает им в этом через общественные организации, которым делегирует свои полномочия. Как это выглядит на примере конкретной неблагополучной семьи? В нее не участковый приходит, чтобы составить протокол, а волонтеры, психологи, социальные педагоги. И вместе с мамой, детьми составляют план для каждого члена семьи. Учат, например, мать–алкоголичку порой самому элементарному: убирать в квартире, за ребенком ухаживать. Некоторым горе–матерям хватает полгода такой опеки, а с некоторыми и по три года приходится работать. Конечно, не все становятся примерными и образцовыми матерями. Но всем дают возможность выбора: вернуться к нормальной жизни со своим ребенком или перечеркнуть и свою, и его судьбу. Многие выбирают все же нормальную жизнь. Думаю, эта модель вполне может прижиться и у нас. Общественных организаций, ориентированных на работу с семьями, в том числе неблагополучными, у нас немало. И они вполне могут и должны помочь опустившимся женщинам стать нормальными матерями.


Алексей Пархимович, Гомель.


Семейный очаг для сирот


Наша семья давно читает «СБ», и мы знаем, что газета часто помогает людям в сложных жизненных ситуациях. Вот и мы обращаемся с просьбой. Нет, мы ничего не просим! А хотим от всей души поблагодарить через вашу газету коллектив детского дома–интерната в деревне Новый Уборок. Как замечательно, что есть в Пуховичском районе настоящий семейный очаг, который согревает теплотой обездоленных малышей, помогает им поверить, что в мире есть любовь, ласка, доброта. Какая это нелегкая задача для педагогов! Но и учителя, и медики смогли подарить по–настоящему семейные заботу и уют тем, кто в этом так нуждается. Совершенно точно можно сказать — и это, поверьте, не просто красивые слова, — что для ребят это — не воспитатели, а настоящие мамы. Именно эти женщины заменили тех, кто назывался когда–то родителями обездоленных детей. Родить–то родили, а свой материнский, отцовский долг не выполняют...


Интернат расположен в помещении старой усадьбы. Администрация находит возможность и средства для бережного сохранения памятника. И дети учатся любить и беречь наше историческое наследие.


Особую признательность за их благородную, подвижническую работу нам хотелось бы выразить директору интерната Александру Васильевичу Лемешко, главному врачу Елене Васильевне Новиковской, старшей медсестре Инне Анатольевне, а также сотрудникам Зое Автухович, Ольге Фоминой, Ивану Коваленко.


С признательностью, семья Лавренюк.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter