Риск — благородное дело.

Если он оплачен
Если он оплачен

Белорусская экономика широко открыта миру: мы много покупаем и много продаем. Торговля с другими странами — сложный процесс, содержит массу тонкостей, нюансов. В том числе и проблемных, цена которых высока. Конкретный пример? Страхование экспортных рисков...

Нынче в мире модно поставлять товар в рассрочку. Как, например, это делает американский «Катерпилар». Реализует большегрузные машины покупателю, не требуя оплаты. Техникой можно пользоваться на халяву в течение года. Потом производитель выслушивает претензии, устраняет недостатки. Если машина понравилась пользователю, заслужила доверие — вот тогда надо платить. Солидный подход, конечно. Правда, позволить себе такое могут далеко не все. Большая «подушка безопасности» нужна — финансовая.

Начальник управления внешних связей Министерства промышленности Николай Стародынов замечает, что белорусские экспортеры предпочитают заключать договоры с предоплатой. Это выгодно — на счет предприятия сразу поступают живые деньги, пополняются оборотные средства. Все понятно. Правда, есть у медали и свой реверс — покупатель–то волен выбирать. И скорее всего, побродив по мировой ярмарке, он предпочтет приобрести товар в рассрочку, чем платить наперед. Логично ведь?

Но здесь всплывает новый вопрос: а где, собственно, гарантия, что не приключится казус — компания отгрузит продукцию, а денег за нее не дождется. Такое бывает? Нередко. Есть государства с нестабильной политической системой, где власть, а с ней и экономика меняются, как поры года. Случается, штормит валютный рынок, колеблются курсы, и сделка для продавца оборачивается сплошными убытками. В конце концов, есть просто непорядочные партнеры по бизнесу... Как же в таком случае обеспечить собственную финансовую безопасность, попросту говоря, не прогореть? Заместитель маркетинг–директора Минского тракторного завода Николай Дубовец говорит, что перед МТЗ, например, такая проблема не стоит. Тракторы отгружаются в рассрочку через хорошо отлаженную дилерскую сеть. Клиенты давние, надежные и проверенные. Платят исправно. Что приятно. Но не все же могут похвастаться такой системой сбыта, как у тракторного. На помощь большинству приходят страховщики экспортных контрактов. До недавнего времени, по словам Николая Стародынова, это, как правило, были иностранные фирмы. За границу уходила валюта. Чтобы иметь представление о ее объемах, достаточно легкой прикидки. Экспорт предприятий Минпрома в прошлом году составил 3,173 миллиарда долларов. При страховании контрактов компания–страховщик взимает сумму — от 1 до 3 — 4 процентов от объема сделки. Цена вопроса, таким образом, десятки миллионов долларов.

На проблему обратило внимание Министерство финансов, Правительство. В итоге появился проект «государственного решения, направленного на развитие экспорта за счет кредитования экспортеров и страхования экспортных рисков с поддержкой государства». Что в нем?

Документ наделяет исключительным правом страхования экспортных рисков государственную страховую компанию «Белэксимгарант». За счет средств республиканского бюджета предусмотрено увеличение уставного фонда компании до 80 миллиардов рублей. Тарифы будут устанавливаться по согласованию с Министерством финансов, МИДом и опираться на данные Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, а также Международного союза страховщиков кредитов и инвестиций.

Для исполнения «Белэксимгарантом» страховых обязательств ежегодно в госбюджете будут резервироваться средства на выплаты необходимых возмещений. Они будут привлекаться в том случае, если страховая сумма превысит 20 процентов собственного капитала компании.

Наверняка кто–то из читателей, поморщившись, скажет: «Ну вот, опять «государственное» решение экономической проблемы». Да. И это абсолютно нормально. По словам гендиректора «Белэксимгаранта» Вячеслава Болибока, его компания, учредителем которой является Правительство, должна стать аналогом таких всемирно известных страховых экспортно–кредитных агентств, как немецкий «Гермес», французский «Кофас» или чешский «Эгап». Мировая практика свидетельствует, что подобные учреждения должны быть полномочными представителями государства.

Почему так, мне пояснил председатель Белорусского союза страховщиков Виктор Хомярчук. По его словам, в случае, если контракт «сгорит», страховщик должен возместить в разных случаях от 50 до 80 процентов стоимости продукции. Это могут быть чудовищные по своим размерам суммы. И практически любая частная компания сразу же разорится при наступлении подобного случая. Где найти такие активы, которые могут гарантировать исполнение многомиллионных контрактов? Как показывает практика, только в бюджете. Частные компании могут выступать в качестве перестраховщиков, т.е. брать на себя часть ответственности и получать за это часть прибыли, однако, замечает Виктор Хомярчук, и на это мало кто отваживается. Ведь здесь нужна большая и серьезная аналитическая работа, надо изучить историю предприятия–контрагента, экономические особенности региона, куда поставляется товар, политические риски и многое, многое другое. В итоге получается очень трудоемкий процесс. «Частнику гораздо проще и надежнее заниматься, например, страхованием автотранспорта, здесь есть четкая статистика — столько–то машин в стране, такое–то количество аварий случается, — отмечает Виктор Хомярчук. — А заниматься экспортными контрактами мало кому по душе. Не случайно страхование и перестрахование таких рисков, как показывает статистика, тем же негосударственным европейским компаниям приносит не более

1 процента от общего объема прибыли».

...Стоит отметить и еще один важный аспект темы. Специалисты знают, что до настоящего времени серьезным препятствием в развитии страхования экспортных контрактов являлась необходимость уплаты взносов за счет прибыли предприятий. Относить эти расходы на себестоимость продукции не разрешалось. В итоге некоторые производители стремились реализовывать товар прямо у заводских ворот, чтобы не тратить деньги на страховку. Сейчас страховщики выступают за отмену существующей нормы. Чтобы страхование можно было включать в себестоимость. Это, по логике вещей, должно побудить многих экспортеров выбирать наиболее оптимальные схемы реализации. Заодно вырастет и оборот страховой отрасли...

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter