Белорусскому кино в этом году исполняется 90 лет

Рейтинг как предчувствие

Белорусскому кино в этом году исполняется 90 лет...

Белорусскому кино в этом году исполняется 90 лет. Дата внушительная и, если говорить честно, — какая–то внезапная. Внушительная, потому как столько десятилетий — это все–таки история. Внезапная, потому как кажется, что такой долгой истории и не было вовсе. Об этом напоминает рейтинг белорусских фильмов, составленный недавно и ставший своеобразным обобщением того, что было создано в белорусском кино за все 90 лет. В составлении впечатляющего списка участвовали критики, журналисты, ведущие кинопрограмм. И хоть рейтинг — вещь все–таки весьма относительная и субъективная, но он дает какое–то представление и о предпочтениях, и, конечно же, — о качестве фильмов. Такой рейтинг, похоже, был составлен впервые за все время существования нашего кинематографа.

Так вот, по мнению 24 экспертов, лидером стал фильм «Иди и смотри» (реж. Э.Климов). Помнится, в пору первого кинопоказа этого фильма кто–то из зрителей заметил: «Элем Климов закрыл тему войны в кино». Имелась в виду не только степень неизвестной прежде правды о человеке на войне, но и степень авторской силы в желании открыть эту правду. В рейтинговый набор вошли и другие картины о войне, что вполне логично для традиционной темы в нашем кино — «Я родом из детства» и «Через кладбище» (реж. В.Туров), «Венок сонетов» (реж. В.Рубинчик), «Знак беды», «В августе сорок четвертого...» (реж. М.Пташук), «Восточный коридор» (реж. В.Виноградов), «Альпийская баллада» (реж. Б.Степанов). Правда бывает разной, она всегда привлекает внимание и остается в истории, если она настоящая. Кроме фильмов о войне лидерами стали «Чужая батьковщина» (реж. В.Рыбарев), «Дикая охота короля Стаха» (реж. В.Рубинчик), «Город мастеров» (реж. В.Бычков), «Искатели счастья» (реж. В.Корш–Саблин), «Меня зовут Арлекино» (реж. В.Рыбарев).

Фильмы всего списка не перечислишь, но он еще раз доказывает, что история длиною в 90 лет действительно была. Позади осталось многое: популярность, очереди у кинотеатров, победа во всесоюзных кинопрокатах, призы пусть не громких фестивалей, но все же. Когда на «Дикую охоту короля Стаха» посыпались награды из Италии, Франции, Канады, Бельгии, США, то это было равноценно тому, как если бы мы вышли в открытый космос. И хотя эти призы громко не озвучивались и не афишировались, Валерий Рубинчик стал как–то по особенному уважаемым и авторитетным не только среди профессионалов. Будто признанием всему белорусскому кино стал факт занесения ЮНЕСКО фильма «Через кладбище» (реж. В.Туров) в список ста лучших фильмов о войне. Об этом событии говорили–переговаривали, всякий раз виртуально ощущая за этим и свою собственную причастность. Фильм сразу же расширил границы как территориальные, так и ментальные. Известные режиссеры были почти небожителями как по общественному статусу, так по зарплате и гонорарам. Гордились талантливыми художниками, операторами. Знали мастеровых представителей почти всех кинопрофессий: звукооператоров, художников по костюмам, гримеров, звукорежиссеров.

Нынешние, даже вполне продвинутые, кинозрители вообще не знакомы с понятием «белорусское кино». Надо было ему состояться в течение нескольких десятилетий, чтобы на 90–м году об этом явлении забыли. Это только по какой–то невероятной наивности, остаткам романтизма в чьей–то израненной душе можно было думать, что у нас будут «Оскар», «Золотая пальмовая ветвь» или хоть какой–нибудь приз Московского фестиваля. Но ведь надежда все равно остается. А вдруг и вправду получится? И тогда история обязательно продолжится.
lpsm3163@mail.ru
Фото с сайта kinopoisk.ru

Советская Белоруссия №143 (24526). Четверг 31 июля 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter