Славянский базар в Витебске 2014: репортаж с ночного спектакля.

Репортаж с ночного спектакля: висельник на дереве и темные духи

Репортаж с ночного спектакля: висельник на дереве и темные духи 
Режиссер Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа Валерий Анисенко, творец неординарный и рискованный, на этот раз решил не просто удивить, но и шокировать, поставив шекспировскую трагедию «Макбет» под ночным небом в усадьбе Ильи Репина «Здравнево». 



Согласитесь, идея посмотреть спектакль ночью звучит немного странновато. А если речь еще идет о жутковатой шекспировской трагедии «Макбет», полной смертей и крови, то и подавно. Но несмотря на это,  в десять часов вечера у Коласовского театра набивается три больших автобуса зрителей, чтобы отправиться в «Здравнево». На традиционных театралов пассажиры не смахивают: ни вечерних платьев, ни костюмов, ни рубашек с галстуками.  Оно и понятно — на улице не больше 15 градусов. А потому не до театрального этикета. 




Полчаса  в дороги —  и мы на месте. Выходим из автобусов в полную темноту. На стоянке зрителей зачем-то встречают музыканты в народных костюмах. Может, чтобы намекнуть на традиционность мероприятия? Но уже через пару шагов понимаешь — не тут-то было. 

— Ой, словно смерть из «Крика», — запричитала девушка, увидев на тропинке, ведущей к усадьбе, актера в темном плаще с капюшоном и зажженным факелом. Таких «духов» здесь море. Они стоят с каменными лицами вдоль тропинки и пугают зрителей уже только одним своим видом. Вокруг полная темень и тишина. 



— Аааа! — донеслось откуда-то впереди, куда прошла часть зрителей.

— Что там? —  интересуются любопытные зрители сзади.

Если бы знать…

— Цёмна ў лесе! Хавайцеся! — пробежала ведьма с взъерошенными волосами сквозь толпу людей. 

Ма-ма! На дереве рядом — висельник с болтающимися ногами, а под ним — опрокинутая табуретка.

— Не пугаемся, — говорю коллеге. — Тут с нами МЧС, — читаю на спине у парня впереди. — Спасут, — улыбаюсь. 

— Да мне самому страшно, — совсем не шутя говорит парень и скрывается за елкой. 



Ничего себе спасатель! Благо, впереди уже начинает светлеть. Выходим к освященной территории перед усадьбой, где и должно начаться театральное действие. Организаторы позаботились о зрителях, расставив по периметру импровизированной сцены стулья и скамейки. Эх, если бы они еще продумали пледы или хотя бы горячий чай — понадвинский ветер дает о себе знать. 

— Добры вечар, — обходит ряды зрителей режиссер Валерий Анисенко. — Лепшыя гледачы сабраліся! Праз пяць хвілін, роўна ў адзінаццаць, пачнём. 

 И спектакль, как и обещает режиссер, не задерживается ни на минуту. На сцене начинается настоящий колдовской шабаш.

— Разгарайся з пылу жар, закіпай вядзьмарскі бал!



 Героическому воину Макбету ведьмы предсказывает будущее короля. Прельстившись обещаниями и желая приблизить час возвышения, Макбет под давлением жены идет на убийство короля Дункана. 

— Ціха! Іду забіць таго, хто не павінен жыць, — говорит Макбет.

— Сава крычыць. То з’явіцца нябожчык, — навевает страх его жена.

— Макбеееееееет! — доносится вдруг откуда-то из спины. А рядом слышится испуганное: «О Господи…» В общем, атмосфера  еще та.   

— Жах. Сканчэнне свету. Кароль забіты! Бійце ў званы. 

Смерти на этом не заканчиваются. Макбет, признанный королем, обезумев от власти, начинает зверствовать даже над простым народом. Ночь, тайные звуки, завывание ветра и шум деревьев — идеальный антураж для подобной трагедии. Если бы еще не было так холодно. Потому что уже спустя час сорок, ровно столько длится спектакль, еле ощущаешь конечности. Поблагодарив в спешке артистов и режиссера, все тут же рвутся к автобусам — согреваться. 

— Все было прекрасно, от задумки до исполнения, — делятся, зевая, зрители по пути домой. — Если бы еще не холод… Но не зря же говорят: искусство требует жертв.   

Людмила МИНКЕВИЧ 
mila@ng.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter