Режиссер Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа Валерий Анисенко, творец неординарный и рискованный, на этот раз решил не просто удивить, но и шокировать, поставив шекспировскую трагедию «Макбет» под ночным небом в усадьбе Ильи Репина «Здравнево».
Согласитесь, идея посмотреть спектакль ночью звучит немного странновато. А если речь еще идет о жутковатой шекспировской трагедии «Макбет», полной смертей и крови, то и подавно. Но несмотря на это, в десять часов вечера у Коласовского театра набивается три больших автобуса зрителей, чтобы отправиться в «Здравнево». На традиционных театралов пассажиры не смахивают: ни вечерних платьев, ни костюмов, ни рубашек с галстуками. Оно и понятно — на улице не больше 15 градусов. А потому не до театрального этикета.
Полчаса в дороги — и мы на месте. Выходим из автобусов в полную темноту. На стоянке зрителей зачем-то встречают музыканты в народных костюмах. Может, чтобы намекнуть на традиционность мероприятия? Но уже через пару шагов понимаешь — не тут-то было.
— Ой, словно смерть из «Крика», — запричитала девушка, увидев на тропинке, ведущей к усадьбе, актера в темном плаще с капюшоном и зажженным факелом. Таких «духов» здесь море. Они стоят с каменными лицами вдоль тропинки и пугают зрителей уже только одним своим видом. Вокруг полная темень и тишина.
— Аааа! — донеслось откуда-то впереди, куда прошла часть зрителей.
— Что там? — интересуются любопытные зрители сзади.
Если бы знать…
— Цёмна ў лесе! Хавайцеся! — пробежала ведьма с взъерошенными волосами сквозь толпу людей.
Ма-ма! На дереве рядом — висельник с болтающимися ногами, а под ним — опрокинутая табуретка.
— Не пугаемся, — говорю коллеге. — Тут с нами МЧС, — читаю на спине у парня впереди. — Спасут, — улыбаюсь.
— Да мне самому страшно, — совсем не шутя говорит парень и скрывается за елкой.
Ничего себе спасатель! Благо, впереди уже начинает светлеть. Выходим к освященной территории перед усадьбой, где и должно начаться театральное действие. Организаторы позаботились о зрителях, расставив по периметру импровизированной сцены стулья и скамейки. Эх, если бы они еще продумали пледы или хотя бы горячий чай — понадвинский ветер дает о себе знать.
— Добры вечар, — обходит ряды зрителей режиссер Валерий Анисенко. — Лепшыя гледачы сабраліся! Праз пяць хвілін, роўна ў адзінаццаць, пачнём.
И спектакль, как и обещает режиссер, не задерживается ни на минуту. На сцене начинается настоящий колдовской шабаш.
— Разгарайся з пылу жар, закіпай вядзьмарскі бал!
Героическому воину Макбету ведьмы предсказывает будущее короля. Прельстившись обещаниями и желая приблизить час возвышения, Макбет под давлением жены идет на убийство короля Дункана.
— Ціха! Іду забіць таго, хто не павінен жыць, — говорит Макбет.
— Сава крычыць. То з’явіцца нябожчык, — навевает страх его жена.
— Макбеееееееет! — доносится вдруг откуда-то из спины. А рядом слышится испуганное: «О Господи…» В общем, атмосфера еще та.
— Жах. Сканчэнне свету. Кароль забіты! Бійце ў званы.
Смерти на этом не заканчиваются. Макбет, признанный королем, обезумев от власти, начинает зверствовать даже над простым народом. Ночь, тайные звуки, завывание ветра и шум деревьев — идеальный антураж для подобной трагедии. Если бы еще не было так холодно. Потому что уже спустя час сорок, ровно столько длится спектакль, еле ощущаешь конечности. Поблагодарив в спешке артистов и режиссера, все тут же рвутся к автобусам — согреваться.
— Все было прекрасно, от задумки до исполнения, — делятся, зевая, зрители по пути домой. — Если бы еще не холод… Но не зря же говорят: искусство требует жертв.
Людмила МИНКЕВИЧ
mila@ng.by