Ремонт на ходу

Тенденции на рынке автозапчастей

Тенденции на рынке автозапчастей


Загляните под капот своего автомобиля: наверняка там найдутся комплектующие из Китая. Неудивительно: на этой мировой фабрике производят все, что пользуется спросом. В Пекине только что завершилась международная выставка запчастей, в работе которой впервые приняла участие делегация Белорусской торгово–промышленной палаты. Предприниматели из нашей страны полагают, что сейчас самое время искать деловых партнеров в Поднебесной. По крайней мере, так считает директор одной из гродненских компаний Олег Мокренко: «Сейчас как раз то время, когда имеет смысл заключать договоры с производителями, потому что финансовый кризис не так сильно коснулся Китая и Беларуси. Стабилен китайский юань, стабилен белорусский рубль, поэтому нашим экономикам будет легче в нынешних условиях».


Найти сейчас партнера в Китае — не проблема, вон их сколько! На выставке представители компаний–производителей даже обедают прямо на рабочем месте — боятся упустить клиента. Потому что, прямо скажем, мировой кризис уже внес существенные изменения в отношения продавец — покупатель. Сейчас царствует покупатель с «живыми», что называется, деньгами. Оно и понятно: во всем мире (и Китай исключением не стал) идет снижение производства.


Большинство посетителей выставки — деловые люди из стран СНГ, Ближнего Востока и арабского (читай — нефтедобывающего) мира. Главный вопрос, который перед китайскими производителями ставят наши бизнесмены, и ставят достаточно жестко, — качество. Не секрет, что для многих продукция с маркой «сделано в Китае» ассоциируется с дешевым и не лучшим товаром. Многие автолюбители (а сейчас речь идет прежде всего о них) готовы платить больше за «некитайское». Скупой, как известно, платит дважды, а сейчас никто не спешит раскошеливаться даже один раз. Более того, сегодня многие белорусские автомобилисты пересматривают планы по приобретению новой машины и думают над тем, как продлить жизнь проверенному «железному коню». К слову, китайский автопром снизил выпуск автомобилей на 11% — за 10 месяцев с конвейера сошли только 8 млн. машин. Зато продажи запчастей продолжают расти. Но рынок нельзя завоевать только низкими ценами — китайские производители, похоже, это уже поняли.


Геннадий Чесновский, директор минской компании, торгующей автозапчастями, о китайском качестве может говорить долго и далеко не всегда лестно. Говорит, что работает с партнерами из Пекина с 2006 года и нареканий на качество было немало. Поэтому, мол, и на выставку приехал — искать новых партнеров: «Белорусский покупатель сейчас осторожно относится к китайскому товару, но тем не менее рынок завоевывается, и от этого никуда не уйдешь. Сейчас Китай начал производить более качественные товары, здесь понимают, что без этого позиций на рынке не удержать. Важно сочетание цены и качества». С ним согласен и Олег Мокренко: «Всем известно, что востребованными оказываются самого разного качественного уровня автомобили и запасные части. Каждый покупатель имеет право выбирать качество согласно своим возможностям. Сегодня многие китайские производители вышли на среднее качество, цена при этом остается довольно–таки приемлемой».


К тому же в последние годы многие европейские и американские автомобильные концерны перенесли сюда свое производство. Для белорусских автомобилистов это хорошая новость: знаменитые концерны принесли с собой передовые технологии.


Но если вы подумали, что Беларусь в Китае только берет, то поспешили с выводами: на самом деле торговля машинами и запчастями — улица с двусторонним движением. Неудивительно: китайский автопром создавался в 1950–х гг. с помощью СССР, а историческую память никто не отменял. И хотя в области легкового автотранспорта сегодняшние производители из СНГ соперничать с мировыми гигантами не в состоянии, с грузовым и спецтранспортом ситуация иная. Генеральный директор китайской компании Люй Цзиньюань работает с Беларусью давно и сворачивать бизнес не намерен: «Китай — очень большая страна в потреблении различной автотехники, в том числе карьерной. Беларусь — очень большая страна в автомобилестроении. Например, завод БелАЗ выпускает треть карьерной техники в мире. У вас есть и МАЗ — знаменитый завод со времен Советского Союза. И я думаю, что между китайскими потребителями и белорусскими заводами — изготовителями автотехники есть очень хорошие возможности для сотрудничества». К слову, за девять месяцев этого года Беларусь поставила в Китай частей и оборудования для машин и тракторов почти на 4 млн. долларов США — в полтора раза больше, чем за тот же период прошлого года. Так что резервы есть.


...Боюсь, кое–кто из читателей, прочитав все написанное выше, может обвинить меня в скрытой рекламе и пропаганде китайских автозапчастей. Но мой рассказ на самом деле о том, что белорусские предприниматели умело пользуются складывающейся мировой конъюнктурой, и это несомненный плюс. Они хотят покупать у производителей напрямую — от этого выигрывают все. Меня это радует — надеюсь, вас тоже. Вы ведь уже заглянули под капот своего авто?


Фото Михаила ПЕНЬЕВСКОГО.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter