Хроника победы. 1944 год

Рельсовая война

Освобождение Белоруссии началось задолго до начала легендарной операции «Багратион»...

Освобождение Белоруссии началось задолго до начала легендарной операции «Багратион». Первым 23 сентября 1943 года сбросил с себя бремя гитлеровской оккупации полесский райцентр Комарин. Тогда 20 воинам, отличившимся при форсировании Днепра, присвоили звание Героя Советского Союза. В конце сентября 43–го врага выгнали из Хотимска, Мстиславля, Климовичей... 26 ноября освобожден первый областной центр — Гомель. 8 января 1944 года началась Калинковичско–Мозырская операция. 14 января освободили Мозырь и Калинковичи, 23 января — Лельчицы. Жизнь постепенно возвращалась на исстрадавшуюся белорусскую землю. Но до полной победы путь был еще неблизкий.

 


Огромную помощь и содействие частям действующей армии оказывали белорусские партизаны. Так 24 июня 1943 года вышло постановление ЦК КП(б)Б № 1 «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом «рельсовой войны», предусматривавшее уничтожение железнодорожных коммуникаций врага одновременным массовым ударом. Десятки специалистов минно–подрывного дела забрасывались в партизанские отряды и соединения Белоруссии, развернулось массовое обучение технике минирования. Создавались подразделения, основной специальностью которых стали диверсии на коммуникациях врага.


Партизанская «рельсовая война» включала три этапа.


За время первого — с 3 августа по 15 сентября 1943 года — уничтожены 833 гитлеровских эшелона, 184 железнодорожных моста, свыше 1.400 автомашин, около 400 км телефонно–телеграфных линий. Второй этап под кодовым названием «Концерт» — с 19 сентября по конец октября 1943 года. В этот период белорусские партизаны взорвали более 90 тысяч рельсов, свыше 1 тысячи эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста... В результате первых двух этапов оперативные перевозки противника через территорию Беларуси сократились на 40 процентов.


Третий этап начался в ночь на 20 июня 1944 года, накануне наступательной операции «Багратион». Были уничтожены 61 тысяча рельсов, 8 железнодорожных мостов.


О том, как это происходило, сегодня может рассказать литератор, драматург Анатолий Делендик, в годы немецкой оккупации — участник партизанского отряда им. Гастелло 2–й бригады им. Брагина. Сегодня ветеран, в ту пору совсем юный паренек, но уже ходил вместе со спецгруппой подрывников на минирование железнодорожных путей в Любанском районе: стоял в наблюдении и прикрытии, пока товарищи выполняли свою часть работы. Испытывал ли страх в такие напряженные моменты? Нет, признается Анатолий Андреевич. Страшно было, когда вместе с матерью оказался под пулями карателей, когда расстреливали деда... А в отряде люди воевали, бояться было некогда, да и незачем, потому что не сомневались в победе.


Советская Белоруссия №115 (24498). Пятница, 20 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter