Рекорды прикладного значения

Говорят, чтобы сдать на пожарного, нужно спать сутки через трое...

Говорят, чтобы сдать на пожарного, нужно спать сутки через трое. Еще нужно уметь тушить. Не картошку - пожар. Это, конечно, шутки. А если говорить серьезно, то пожарные наши не только на работе не спят, но и в спорте являются примером, неоднократно выигрывая чемпионаты мира и другие крупные старты. Лидеру нашей команды трехкратному чемпиону мира Александру Макарчуку не надо ломать голову, чем заняться после окончания карьеры. Профессия у него уже есть, и в ней он - лучший в мире. Ведь за 72 года своего существования пожарный спорт превратился не только в весьма зрелищные соревнования, но и стал основным полигоном для подготовки спасателей.


- Пожарный спорт - это набор всех действий, которые любой спасатель выполняет на работе, - Александр перебирает фотографии, на которых спортсмены в пожарных касках проделывают почти каскадерские трюки. - Во-первых, это штурмовая лестница, с помощью которой нужно попасть на четвертый этаж учебной башни. Прямо по стене. Во-вторых, это 100-метровая полоса препятствий. Есть и легкоатлетическая эстафета 4 по 100 метров, только на первом этапе стоит домик, который нужно преодолеть с помощью лестницы-палки, на втором этапе - забор, на третьем - рукава, бум и разветвление. Четвертый этап - тушение очага возгорания: смесь из солярки и бензина необходимо погасить с помощью огнетушителя. Последнее упражнение - боевое развертывание мотопомпы. Команда из семи человек должна собрать систему и водой из специального бака залить 10 литров в отверстие в центре мишени.


- В соревнованиях участвуют обычные пожарные или специально подготовленные бригады?


- Мы почти целый год проводим на сборах. На работу выходим только в период, когда не тренируемся. Обычно зимой - перед Новым годом. Потом начинаются сборы, командировки и подготовка к чемпионату мира. Другими словами, график, как у любого профессионального спортсмена. Впрочем, и звания нам присваивают такие же: мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта... Не думаю, что человек, который выходит дежурить на сутки, может достичь высоких результатов в спорте.


- Выходит, к обычной жизни все эти рекордные секунды отношения почти не имеют?


- Почему же? На пожарах эти навыки имеют огромное значение. Я ведь не собираюсь всю жизнь провести в спорте. В конечном счете буду работать, как любой спасатель. Выступая на чемпионатах мира и других турнирах, мы учимся быстро и точно принимать решения в нестандартных ситуациях.


- Например?


- До недавнего времени на четвертый этаж башни лазить приходилось безо всякой страховки. Это сейчас сообразили на уровне 2-го этажа натягивать сетку. А до этого столько народу рухнуло. Внизу хоть и есть "подушка" из опилок, покрышек и песка, но спины, руки и ноги на ней ломались элементарно... Другими словами, ситуация и риск точно такие же, как во время пожара.


- И где растят таких экстремалов?


- Если честно, никогда и не думал, что стану спортсменом. В школьные годы, правда, часто ходил в пожарную часть недалеко от дома поиграть в бильярд. Там и познакомился с тренером, который предложил попробовать пробежать полосу препятствий. Попробовал - стало интересно, начал тренироваться... В армии я, кстати, тоже попал в пожарную команду - сказалось юношеское увлечение. А когда вернулся домой, других вариантов и не было. Только в МЧС!


- Как-то все просто получается: неужели нет никакого отбора?


- Как это нет? Во-первых, отсеивающим фактором является сама специфика работы пожарного: далеко не каждый ее выдержит, многие "отваливаются" без всяких тестов. Потом нормативы, прикидки... Мне, помню, сказали: "Возьмем на соревнования, посмотрим, чего ты стоишь". Я пробежал. Тренеру понравилось.


- Не жалеешь?


- Если подходить с точки зрения заработка, то вполне возможно, что на дежурствах я имел бы больше. Но мне нравится соревноваться.


- Неплохо: три титула чемпиона мира за последние 4 года!


- Помню, когда первый раз победили - в Москве, все посчитали, что это случайность. Второй раз - в Минске, решили, что помогли домашние стены. Но в прошлом году мы стали чемпионами в Болгарии, разыграв в Софии "республиканский финал": четыре первых места за белорусами! Впечатляет? Пожалуй. Но толку с того? Это у россиян, например, пожарный спорт при деньгах. Люди понимают, что эти соревнования нужны: если не для рекордов, то для подготовки специалистов. И поэтому даже на региональных турнирах можно получить 3 - 5 тысяч долларов! Машины разыгрывают. А чемпионаты мира, наоборот, с каждым годом теряют уровень. На первом, помню, медали из чистого золота были - 152 грамма! Тогда россияне, помнится, обиделись даже: они награды эти, похоже, для своих готовили, а белорусы приехали и все забрали!


- Одно время пожарный спорт даже претендовал на включение в олимпийскую программу...


- Да, было дело. Но там оказалось очень много требований. По меньшей мере должны участвовать женщины... Впрочем, сейчас в других странах они уже участвуют. В Чехии, например. А у нас считают, что нормальная девушка в горящую избу не полезет и со штурмовой лестницей бегать не станет. Какая тут Олимпиада, - хоть бы все это вообще не заглохло в скором будущем. Ведь ладно я - уже не первый год бегаю, а молодые ребята, понимая, что на дежурствах можно получать те же деньги меньшими усилиями, просто уходят из команды. Хотя, на мой взгляд, это неправильно: от наших выступлений напрямую зависит готовность нашей пожарной службы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter