Реформа стадионного рока

U2 No Line On the Horizon (11 треков)СD–обзор ушами Сергея Пукста

U2 No Line On the Horizon (11 треков)


У меня как у рок–музыканта, имеющего более ограниченную аудиторию, есть соблазн, конечно, разнести в пух и прах или, по крайней мере, куснуть более успешного зарубежного коллегу. Но дело не только в этом. Активность Боно, его довольно навязчивое мелькание в средствах массовой информации действительно раздражает. Хочешь ты, в конце концов, помочь голодающим Африки, купи тихо самолет с продовольствием и проследи, чтобы оно попало непосредственно к нуждающимся — из этого не обязательно делать информационный повод. Довольно сомнительны с эстетической точки зрения звонки Джорджу Бушу–старшему непосредственно в ходе концертного шоу. Все эти жесты, на мой взгляд, выдавали в Боно скрытую неуверенность в своем творческом потенциале. Как будто ему нужна была психологическая заслонка, этакий отвлекающий маневр, который не давал бы слушателю возможность воспринимать непосредственно музыку. Поэтому когда лидер U2 перед выходом альбома сказал, что материал, над которым сейчас работает группа, ни на что не похож, я, радостно потирая руки, приготовился находить аналогии и параллели.


Не получилось.


Что же все–таки можно сказать? И с чем можно сравнить? Мне музыка отдаленно напомнила «Битлз» в их самый продуктивный в творческом плане период с 1967 по 1970 год, но это, как вы понимаете, не сравнение. Не знаю, повлияла ли на музыкантов атмосфера Abbey Road Studios, но благодаря соло–гитаре Эйджа как–то неуловимо приходит на ум композиция The End великой ливерпульской четверки. Но это, конечно, глубоко субъективно. Также не последнюю роль играет тот факт, что продюсерами пластинки выступили Брайан Ино и его звукоинженер Даниэль Лануа.


При том, что начало альбома не очень-то впечатляет. Первая No Line On the Horizon напоминает нам о тех U2, к которым мы так привыкли. Стадионная музыка, которая просто не может быть слишком изобретательной просто потому, что ей требуется разгон. Вторая Magnificent рассчитана на стадион еще большего размера. И первая строчка «я был рожден, чтобы быть с тобой» тоже вряд ли рассчитана на понимание в артистических кафе. Мощный гитарный «чес» дает сырую энергетику без художественных заскоков. А вот в третьем треке появляются странности. Начиная со спотыкающегося электронного перестука, ритмически, очевидно, навеянного африканскими впечатлениями музыкантов (демонстрационные треки альбома записывались в Марокко), зависающего органа и вроде бы предсказуемого припева, но окутанного такой сказочной электроникой, что он, кажется, сообщает тебе нечто сокровенное. Эта правильная, нащупываемая в конце предыдущего трека интонация развивается электронным облаком в начале трека Unknown Caller и позднебитловским харрисоновским соло гитариста группы Эйджа. Go Crazy If I Don’t Go Crazy Tonight отмечен в запеве приятной манерностью в духе The Queen, но на самом деле вполне неподражаем, правда, сваливаясь в довольно стандартный припев. В «ломовой» Stand on Your Boots прямолинейность гитарного риффа сменяется неожиданной интимностью вступающего вокала Боно и гармонически расцветающим многоголосием в припеве. (На эту песню, кстати, был снят просто безобразный клип.) В следующем треке Stand Up Comedy, помимо страстного монолога солиста, присутствуют еще и неожиданный гармонический кувырок в запеве и совершенно сногсшибательный проигрыш. Удивительный атмосферный «въезд» в следующую композицию Fez Being Born. Боно вступает где–то в середине, и все это разрастается до хорового и изобретательно помпезного финала. Еще более меланхолично и многообещающе начинается White as Snow, но тут, кажется, музыканты решили остановиться и записали лирическую балладу. Будучи вынутой из контекста, это была бы совершенно обычная песня, но в динамике альбома она дает очень важную для слушателя передышку. Следующая Breаthe начинается под тревожный стук барабанов, продолжаясь освежающе вальсирующим припевом. Финальная Cedars of Lebanon — это первая композиция, где, несмотря на фон в звуковых разводах, Боно проявляет себя больше как общественный деятель и поэт, чем как музыкант.


Напоследок хочу признаться вот в чем — из того, что я слышу в последнее время, мне нечасто выпадает возможность не делиться своими размышлениями, а писать непосредственно о музыке.


Этот диск — одна из таких удач.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter