Рефлекс доброты

О благотворительных акциях

Взять такси, опаздывая на важную встречу, наскоро перекусить в кафе, сделать телефонный звонок... В суете рабочих будней особо некогда задумываться над простейшими действиями. Они как нечто само собой разумеющееся: незаменимы, неприметны и почти рефлекторны. Тем удивительнее вдруг обнаружить: от того, что ты просто жил своей обычной жизнью, чья–то необычная стала лучше и светлее. Разумеется, я о благотворительности. О той, которую сама для себя называю незаметной.


Минская акция «Доброе такси» стартовала в конце прошлого года. Около месяца назад организаторы объявили о ее окончании. Но характерные бело–оранжевые значки–логотипы по–прежнему мелькают на автомобилях с шашечками. Самим таксистам чисто по–человечески оказалось не так просто отказаться от сопричастности к доброму делу. У меня есть приятельница, которая готова обойти всю стоянку, но найти–таки нужную машину. Помню, с каким восторгом она рассказывала о своей первой поездке в «добром такси»: вызвал авто, отправился по своим делам, заодно водителю вещи для обездоленных детишек передал. Дошло до того, что, зная о предстоящей поездке в течение дня, подруга прихватывает с собой пакетик игрушек, коробку карандашей, пластилин... Кто–то носит в сумке полбатона, чтобы голубей подкормить, а она вот так...


Эксперты утверждают: любой знак, обещающий, что часть средств от оказанной услуги будет перечислена в помощь тем, кто в ней нуждается, притягивает магнитом. Человек инстинктивно отдает предпочтение извозчику–«благотворителю», среди идентичных выбирает товары с пометкой «в поддержку». Объяснение простое и кроется в чистой психологии: все равно собирался взять такси или купить печенье к чаю, так почему бы не совместить приятное с полезным?!


Сама по себе услуга дороже не стоит. А если и стоит, то приплачивать или нет, выбирает потребитель. Он может позвонить на благотворительную телефонную линию, дав таким образом согласие на снятие с его счета энной суммы денег, а может не звонить. Волен купить милую безделушку «в довесок» к жареной картошке, но и отказаться — его право. Не важно, каков выбор. Главное, есть возможность незаметно для себя сделать то, на что не хватало времени или смелости. В том и прелесть подобных акций милосердия.


Но в незаметности же — их беда. Татьяна Кравченко, председатель Белорусской ассоциации многодетных родителей (одного из адресатов акции «Доброе такси»), вопреки ожиданиям огорошила: семьи, которым оказана поддержка, благодарны каждому дарителю, но масштабности, на которую рассчитывали, проект не получил. Одна из причин, почему свернулась акция, — ее... незаметность. Не было рекламы — и резонанс получился небольшой.
Впрочем, неудача случилась и с благотворительной телефонной линией, открытой по проекту «Сохрани жизнь» под эгидой международной организации «Здоровье в XXI век». «Многоканалка» работала в режиме десятой части своих мощностей. Почему? В том числе и из–за отсутствия развернутой рекламной кампании.


Этим летом на благотворительную стезю с социальным проектом «Вернем ребенку завтра» вступила служба такси 7177. 10 процентов от выручки таксисты готовы перечислять на нужды детей с ограниченным сроком жизни — на лекарства, медицинское оборудование, средства гигиены. Каждый пассажир так или иначе становится сопричастным к доброму делу. Но кто об этом слышал? Кто знает? Лишь тот, кто увидел на приборной панели неприметный логотип благотворительной организации?


Лично для меня большим открытием было узнать, что одна из известных косметических фирм проводит акцию «Тепло сердца». Часть денег от продажи косметики компания готова направить на благотворительные проекты по поддержке женщин и детей. Но объявление размещено на официальном сайте компании в интернете и нигде больше!
В начале июля начала работать постоянная благотворительная телефонная линия сбора пожертвований для Белорусского детского хосписа. Теперь набрав с городского телефона номер 8–902–101–0000, любой автоматически может стать благотворителем. Но пиара у благого дела опять–таки мало, и абонент рискует остаться «вне зоны доступа».


Я не случайно перечисляю акции, которые были, есть и, несомненно, будут проводиться в стране. Есть у меня глубокое убеждение, что при правильном подходе можно выработать у человека рефлекс доброты, приравнять его к «простейшим действиям» в суете рабочих будней. Главное, сообщить, где его можно применить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter