Развенчание любви

По статистике, у нас рушится почти каждый второй семейный союз...

По статистике, у нас рушится почти каждый второй семейный союз. И пока одна часть разбежавшихся по новой моде снимает стресс «плясками на руинах» — прилюдно распиливая кольца и поедая антисвадебные торты, другая — та, которая, помимо светского, заключила еще и религиозный брак, только ломает голову. Как аннулировать такое супружество и получить шанс на счастье в новом браке? А может, полученное благословение свыше — это соломинка, благодаря которой семейный союз все–таки удержится на плаву?


Если нет сил простить


— Развод осуждается православной церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания как взрослым, так и детям, — говорит иерей Евгений Свидерский, клирик Свято–Духова кафедрального собора. — К сожалению, неразделимое единство мужа и жены может быть разрушено изменой одного из супругов, что уничтожает брак в своей основе. В этом случае супружество нуждается не в сохранении, а в восстановлении. Если у потерпевшей стороны не хватит сил простить и начать заново строительство семейных отношений, то Господь позволяет развод.


По словам отца Евгения, Поместный Собор Российской православной церкви еще в 1918 году признал в качестве веских причин для развода также «отпадение одного из супругов от православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, венерическое заболевание или проказу, длительное безвестное отсутствие, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь» и некоторые другие обстоятельства. В настоящее время этот перечень дополнен такими доводами, как СПИД, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания и сделанный женой аборт при несогласии мужа.


Мы по привычке говорим про «развенчание», а на самом деле это называется «снятие церковного благословения», — когда один из супругов или оба заявляют перед церковной властью о том, что обеты верности, принесенные во время таинства венчания, нарушены. Как правило, на виновную сторону возлагается бремя поста и молитвы. Прошение о снятии церковного благословения подается тем временем на имя епархиального архиерея. Ждать решения приходится обычно месяца полтора, но бывает и дольше, если епископ считает, что отношения еще можно сохранить или восстановить. Ведь, случается, прошение подается на волне эмоций. И нередко достаточно личной беседы со священнослужителем, чтобы на обстоятельства своего дела человек посмотрел совсем под иным углом зрения — или сразу же, или по прошествии испытательного срока.


Иногда люди и вовсе просто пытаются прибегнуть к спекуляции на святых понятиях. Например, один из супругов начинает грозить церковным разводом другому, прекрасно зная, что тот богобоязнен и это удар в самое уязвимое место. Но церковная власть, подчеркивает иерей Евгений Свидерский, на поводу у таких «жертв» семейного разлада никогда не идет.


Как же церковь относится к распространенной ситуации, когда бывшие супруги напрочь «забывают» о венчании и, едва расторгнув один светский брак, вступают в новый? «Бог не нарушает свободу воли человека. Церковь руководствуется тем же принципом. Ее роль — учительная и воспитательная, но не карательная, — объясняет Евгений Свидерский. — Такой человек сам себя лишает радости полноценного общения со своим Творцом. Ведь Бог говорит сначала шепотом любви, затем — голосом совести, а если и его человек перестает слышать, — тогда скорбями и болезнями». Если же церковный развод состоялся, то второй брак невиновному супругу разрешается, а виновному — лишь при условии покаяния и выполнения епитимий. Так или иначе, согласно канонам православной церкви создавать супружеский союз можно не более трех раз.


Между правом и обязанностью


А вот католическая церковь не признает разводов, потому что во время таинства венчания супруги заключают союз до конца своих дней. «Мы говорим о недействительности венчания, если находятся причины, доказывающие, что это таинство было таковым с самого начала, — уточняет отец Петр Фроштенга, директор бюро по делам семьи белорусского Костела. — Чтобы начать этот процесс, один из супругов должен подать заявление в костельный суд — в Минске или в Гродно. Истец обязан описать свою жизнь до и после венчания, а также причины, которые позволяют предположить, что союз недействителен. Необходимы также минимум два свидетеля, которые могут это подтвердить. Далее документы рассматриваются судейской коллегией. Причем в процессе принимает участие также защитник, который, наоборот, ищет доказательства в пользу того, что супружеский союз действителен. В итоге судьи выносят вердикт. Это первая инстанция. Далее документы направляются в суд второй инстанции. Он либо подтверждает принятое решение, либо опровергает, тогда уже дело за судом третьей инстанции».


В результате за год рассматривается от 50 до 70 таких дел, но заявлений много больше. По наблюдениям Петра Фроштенги, большинство истцов ссылаются на неспособность исполнения супружеских обязанностей из–за психических отклонений, в частности алкоголизма. А еще Кодекс канонического права Католического костела считает серьезными аргументами симуляцию супружеского согласия, обман, принуждение к браку, страх, импотенцию. Если это было налицо — внимание! — перед или в момент заключения брака, союз признается недействительным. Было время, когда люди вообще не знали о костельном суде, теперь знают и отстаивают свои права, пусть процесс и занимает 2 — 3 года. Случается, кто–то уже давно второй раз расписался в ЗАГСе, но не может исповедоваться и причаститься, потому что до сих пор не разобрался с первым церковным браком и с точки зрения костела живет во грехе.


Без шуток


Мусульмане говорят, что в разводе нет шутки, ведь его началом может послужить всего лишь одно слово. Достаточно мужу сказать дома жене «развод» — и процесс пошел. Тем не менее мусульманские браки — одни из самых прочных: распадается из них от силы 5%. А все потому, рассказали мне в республиканском религиозном объединении «Духовное управление мусульман в Республике Беларусь», что целая система нацелена на сохранение супружества. Во–первых, после произнесения рокового слова дается срок, чтобы и та и другая стороны еще раз все обдумали. Все это время (а оно равно трем месячным циклам женщины или же трем месяцам, в случае беременности — периоду до родов) супруга продолжает жить в доме мужа. И достаточно договоренности, поцелуя или интимной близости, чтобы брак считался восстановленным. Во–вторых, по существующим правилам, после развода мальчики только до 7 лет, а девочки до полового созревания живут с матерью, а потом переходят к отцу. Мало какая женщина согласится расстаться с детьми, а мужчина — принять на себя ежедневные о них заботы. В общем, оба понимают, что вместе жить лучше.


Здесь, кстати, стоит развенчать миф о бесправии мусульманских жен: они тоже могут стать инициаторами развода! Причем это можно оговорить и записать в свидетельстве при заключении брака — никяхе (между прочим, во многих арабских странах только этот документ и принимают во внимание, без него даже могут не выдать жене визу). Обычно супруга может потребовать свободы через суд, если муж плохо исполняет обязанности — религиозные (не молится 5 раз в день) или супружеские (не исполняет супружеский долг в течение 40 дней, не содержит семью). В Беларуси в спорных случаях можно обратиться к муфтию. Впрочем, муфтий Исмаил Воронович, глава «Духовного управления мусульман», считает, что процедура развода мусульманских браков в Беларуси пока не разработана: «Дело в том, что пары, которые решаются на такой шаг, как правило, у нас уже не живут. Никяхов же мы заключаем 10 — 15 в месяц. Очень важно, чтобы это был обдуманный шаг, ведь часто жених и невеста родом из разных стран. Это рождает разногласия. У нас обучается много студентов из Сирии, Иордании, Йемена, Судана, Египта, которые находят здесь невест. Уезжает пара на родину мужа, встречается с родственниками — возникают проблемы, ведь не каждая девушка может адаптироваться в среде, традиции которой в корне отличаются. Кроме того, в ряде стран допускается иметь не одну супругу. И когда мы заключаем никях, некоторые невесты прямо просят, чтобы в свидетельстве была запись о том, что муж не будет искать вторую жену».


...И все же все конфессии солидарны: развод — в суде светском ли, церковном ли — величайшее из зол, мощный стресс, страшное испытание для души. Но порой — и шанс начать жизнь с чистого листа. И радует то, что право на этот шанс признается не только на земле, но и в сферах небесных.

 

Юлия ВАСИЛЬЕВА.

 

Рисунок Олега КАРПОВИЧА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter