Разведка доложила точно

Отмывание денег и терроризм — две проблемы, которые во всем мире год от года становятся все острее...

Отмывание денег и терроризм — две проблемы, которые во всем мире год от года становятся все острее. Недавно о них говорили в Нью–Дели, где состоялось Пленарное заседание Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). В заседании участвовала делегация департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля и Национального банка нашей страны. На форуме была рассмотрена система Беларуси по противодействию отмыванию денег, дана ее оценка. Какое это имеет значение, рассказал начальник управления координации и международного сотрудничества департамента финансового мониторинга КГК Виталий ПРОСВИРОВ.


— Что такое ЕАГ и какие страны объединяет эта структура?


— Существует такая организация, как Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Или сокращенно — ФАТФ. Она разрабатывает мировые стандарты в этой области. Группа была создана в конце 80–х годов странами «большой семерки», то есть наиболее экономически развитыми государствами мира. Постепенно структура начала становиться громоздкой, туда сегодня входит больше трех десятков стран. И для большей гибкости были организованы региональные группы по ее типу. ФАТФ всячески стимулирует и приветствует их появление. Сейчас таких групп восемь. Одна из них — Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, или сокращенно — ЕАГ. Кроме Беларуси, в нее входят Россия, Китай, Индия, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Казахстан.


— По оценке ЕАГ, насколько национальная система Беларуси по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма соответствует международным стандартам?


— Важно не просто получить оценку, но и чтобы она была положительной. Ведь есть вариант заключения, что система не соответствует. Это плохо. Оценка национальной системы Беларуси положительная. Отмечен заметный прогресс. А стандарт здесь один, его как раз и разработала ФАТФ. Существует 40 рекомендаций в сфере борьбы с отмыванием денег и 9 специальных рекомендаций по противодействию финансированию терроризма. Периодически проводится проверка, как страны выполняют их на самом деле. По итогам проверки составляется отчет, где есть рекомендации, что и как следует исправить. Затем каждая страна отчитывается о проделанной работе. В Нью–Дели Беларусь как раз представила такой отчет. Мы начали внедрять советы ФАТФ с начала 2000–х годов, отчитываемся не впервые. Надо сказать, что проблем у Беларуси не было никогда. Мы не входили ни в «черные», ни в «серые» списки ФАТФ.


— Почему так важна оценка соответствия национальной системы рекомендациям ФАТФ?


— Они хоть и называются рекомендациями, но обязательны для выполнения всеми государствами — членами ООН. В случае если страна стандартам ФАТФ не соответствует, то в отношении ее финансовых операций вводятся усиленные меры мониторинга. Любые действия предприятий и организаций подвергаются тщательной проверке. Теряется время. Страдают и обычные люди. Когда одна из бывших советских республик попала в «черные» списки ФАТФ, ее граждане из–за усиленной процедуры проверки просто не могли пользоваться за границей банковскими картами. Соответствие рекомендациям ФАТФ учитывается и при оценке инвестиционной привлекательности, кредитного рейтинга страны. Что думает потенциальный инвестор, если видит, что государство не борется с отмыванием денег? Что там царит криминал, а о законе существуют смутные понятия. Он туда никогда не придет. Даже если на самом деле все хорошо, но не выполняются рекомендации ФАТФ, имидж и привлекательность державы будут безнадежно испорчены. Учитывая степень открытости нашей экономики, объем экспорта и импорта, мы игнорировать рекомендации ФАТФ не можем. Конечно, их выполнение — долгий и сложный процесс. Нужно изменить и привести в соответствие всю законодательную базу. Но в итоге это окупается. Тем более ФАТФ собирается переходить к более действенным мерам давления, чем те, которые существуют сейчас. И оценивать не только формальную реализацию своих требований, но и их эффективность. Так что затягивать с выполнением рекомендаций нельзя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter