Разрешение на взлет

Успешный бизнесмен может позволить себе многое.
Успешный бизнесмен может позволить себе многое. Не только в Минске, но, к примеру, и в Бресте найдутся руководители фирм, которые держат в гараже рядом с представительским "Мерседесом" еще и мотоцикл, мало уступающий автомобилю в цене.

Но дальше "байкеров от бизнеса" пошел Анатолий Мартысюк - предприниматель из Каменца, директор частного предприятия, занимающегося переработкой сельхозпродукции. Анатолий купил себе... самолет - маленькую американскую одномоторную "Сессну-150" постройки 1960 года.

Именно такой самолет он искал долго, за границей. Нашел по объявлению в 2001 году в Германии, в маленьком городке под Кельном. Старый хозяин два часа катал Анатолия Мартысюка в немецком небе, от чего белорусский предприниматель пришел в совершенный восторг.

Некоторое время самолет хранился в разобранном виде в подвале под офисом Мартысюка. Прежде чем собирать крылатую машину, требовалось построить ангар и подготовить взлетно-посадочную полосу длиной в полкилометра. Ну а с прошлого лета ее нынешний владелец осваивает летную науку, готовясь вскоре получить удостоверение пилота. Для этого необходимо налетать не менее 40 часов и сдать ряд сложных экзаменов. Тренирует каменецкого авиатора опытный летчик-инструктор из Минска.

Анатолий Мартысюк в разговоре со мной заметил: самолет - это только хобби. Но с видами на будущее. А будущее для делового человека, естественно, в бизнесе. В перспективе Мартысюк думает купить четырехместный российский "Як-18Т", модель 1970-х годов. Но главное, что эксперт по переработке сельхозпродукции уже начал серьезную работу по созданию самолета собственной уникальной конструкции. Участвуют в этом проекте, по словам Анатолия Мартысюка, специалисты высокой квалификации - инженеры, техники, летчики. Задача перед ними стоит сродни сюжету для хорошей научной фантастики. Новый самолет, рассчитанный в первую очередь на выполнение различных сельскохозяйственных работ (распыление удобрений и т.д.), должен быть сверхманевренным и экономичным. Чтобы мог облететь небольшой участок поля - в два-три гектара - на высоте до трех метров и малой скорости, а после развернуться... не вылетая за пределы этого поля! Чтобы при весе в тонну мог нести до полутонны груза. Расчетный коэффициент полезного действия - 95 процентов. Себестоимость - до 10 тысяч долларов. Имеющиеся нынче на мировом рынке сельскохозяйственные самолеты стоят около 30 - 35 тысяч долларов. И все это, как уверил меня Анатолий Мартысюк, старые модели и избитые конструкторские решения...

- А мы разработали уникальную форму крыла, - рассказал он мне. - Изучали все, что есть в мире, и пришли к выводу, что подобного ни у кого нет! В чем уникальность? Секрет. Скажу только, что начали мы с исследования особенностей полета различных видов птиц, обращали внимание даже на то, как у них перья расположены. Сейчас параллельно ведем работу над двумя моделями самолетов. Скоро будем строить аэродинамическую трубу, продуем макеты, затем сделаем летающие модели. А к лету следующего года, надеюсь, уже будет готов действующий прототип. Откуда такая уверенность? Сегодня нужна машина максимально дешевая и уникальная с точки зрения инженерной мысли.

В отдаленной перспективе Анатолию Мартысюку видятся первое в Беларуси промышленное авиационное производство и крупный научно-исследовательский центр, где соберутся видные ученые и авиаконструкторы. Но бизнесмен из провинции, конечно, понимает, что эти планы можно будет осуществить лишь при условии поддержки на самом высоком государственном уровне.

Справка "СБ"

Среди зарегистрированных в Беларуси приватных летательных аппаратов самолеты заводского изготовления попадаются нечасто. Все больше самоделки либо "не вполне самолеты" - например, те же мотодельтапланы. Ну а марка "Сессна" встречается совсем уж редко.

Между тем именно "Сессна" среди владельцев маленьких частных самолетов - самая популярная марка в мире. Аэропланы с таким именем состоят "на вооружении" у большинства зарубежных школ, обучающих пилотов-любителей. На них летают тысячи человек в Европе и Америке.

Первый полет опытного образца "Сессны-150" состоялся в 1958 году. Самолет имеет 7,29 м в длину и 2,59 м в высоту. Размах крыльев у него составляет 10,16 метра. Максимальный взлетный вес - 726 кг. "Сессна-150" при мощности двигателя в 100 лошадиных сил способна развить скорость до 200 км/ч, беспосадочно пролететь 1.000 км и подняться на максимальную высоту 5.000 м.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter