Размышления у парадного прилавка

О маленьких и не очень «но» потребительского рынка рассуждают читатели «СБ»...

Сегодняшний потребитель — существо капризное: ему и качество подавай, и чтобы цены не кусались. А еще желает иметь выбор, от которого глаза перед витриной разбегаются. И при этом он патриот: совсем не против того, чтобы покупать свое, белорусское. Правда, хочет, чтобы наш горошек не плавал в банке, как отставший от группы аквалангист, а белорусские сапожки с лету давали фору итальянским. Если все получается именно так, как он хочет, тогда и призывать «покупать белорусское» никого не приходится. О маленьких и не очень «но» потребительского рынка рассуждают читатели «СБ».


Что за овощ?


К счастью, времена дефицита продуктов питания остались в прошлом. Сейчас в магазинах такой выбор, какой еще 15 лет назад и представить невозможно было. Разнообразные молочные продукты в красивой упаковке и, что немаловажно, практичной, с четким указанием жирности, сроков годности. Изобилие хлебобулочных изделий, в том числе щедро сдобренных изюмом, орехами, семечками. Удобно и то, что многие виды хлеба расфасованы уже нарезанными ломтиками. По–моему, здесь претензий и быть не может. Но то, что касается овощей! Возьмите морковь, картофель. Порой и смотреть не хочется, не то что покупать. Хотя «второго хлеба» у нас производится достаточно, качество его зачастую оставляет желать лучшего. Как писала «СБ», нынешний год объявлен Годом картофеля. Даже художественная выставка, посвященная «золотому запасу Беларуси», прошла. Учеными выведено 20 сортов картофеля. Все хорошо. Но это осенью. А ранней весной в государственной продаже картофель, да и другие овощи — лук, морковь, чеснок, — привозные: голландские, польские. Значит, наша продукция не хранится на протяжении долгого срока. Почему? Неужели так сложно решить эту проблему?


Еще один момент, который неприятно обращает на себя внимание. Овощи в магазинах нередко продаются грязными, иногда даже мокрыми — неудивительно, что быстро гниют. В упаковках — отсутствие стандарта по размеру. Морковь попадается с хвостиками. Такой подход к делу недопустим. Ведь овощи со своих полей–огородов — основной доступный источник витаминов, полезных веществ. И мы готовы покупать их круглый год. Но только, конечно, качественные.


Клавдия САЗЫКИНА, экономист–аграрник, Минск.


В магазин — с удовольствием


В моей семье любимые продукты — молочные. Я предпочитаю сыр, мужу ежедневно покупаю творог и простоквашу, дети не могут жить без сладких сырков и йогуртов. Конечно, пробуем все новинки, поступающие на прилавки, будь то российского или белорусского производства. Не скрою, еще год назад мы чаще покупали привозные товары. Например, обезжиренный несладкий йогурт для салатов предлагался торговлей только российский. Многие наши продукты, на мой взгляд, приторные и слишком жидкие. Да и ассортимент раньше был небогат. К тому же упаковка часто смотрится не так выигрышно. Берешь в руку большую банку йогурта — а она мнется. Или «классика жанра» — сметана с отлетающими крышечками: кто знает, сколько раз она до тебя открывалась... Но вот посмотришь на сроки годности красиво упакованных российских творожков и иже с ними и задумаешься — стоит ли покупать: что надо такое добавить в продукт, чтобы хранить плавленый сыр чуть ли не год, а йогурты — около полугода. К тому же неизвестно, в каких условиях перевозилась вся эта снедь, особенно летом. И претензии особо никому не предъявишь: поди докажи магазину, что слег из–за сырка или кефира, купленного именно у них, даже если имеешь чек на руках. Так что перешли мы на белорусские продукты.


Беспокоит то, что кое–где в магазинах, нарушая все мыслимые запреты и законы, умудряются выкладывать для продажи товары с истекшим сроком годности. Мне попадались просроченные сырки вперемешку со свежими. Приходилось обращать внимание продавца на просроченные детские соки. Та вроде бы убрала их, но только вглубь полки. Назавтра — снова красуются! Может быть, стоит выставлять продукты, которые через несколько дней придут в негодность, по сниженной цене? Покупатель найдется, и так будет честнее.


Ольга КРОТОВА, Минск.


Дело не только вкуса...


Собралась купить сыну куртку в одном из спортивных магазинов. Известный брэнд и цена соответствующая, очень уж немаленькая. Взглянула на этикетку внимательнее и ахнула: производитель — Гондурас. («Гондурас в огне, в магазинах нет ничего...», Арканов. Выходит, есть.) Еще один магазин с астрономическими ценами, на этот раз детский. Одежка, не спорю, внешне красивая, модная, производитель — Китай. Но состав — сплошной акрил и прочие недетские материалы. Причем на вещевом рынке ту же вещицу купишь намного дешевле. Но лучше купить в государственных магазинах вполне симпатичный белорусский трикотаж. Хотя и здесь в рядок будут вывешены турецкие кофточки — по виду такие же, как наши, но ценой заоблачной. Цены на одежду для детей постарше тоже не радуют. К тому же, как это ни прискорбно констатировать, некоторым нашим производителям не хватает элементарного вкуса. Такое ощущение, что спортивные штаны кроятся по лекалам сорокалетней давности, к тому же одного цвета, с аляповатыми лампасами. На вид прочные, ткань почти натуральная, но сын наотрез отказывается их носить: некрасиво. И не поспоришь. Другая крайность — когда ребенок выглядит как клоун в чересчур пестрой и яркой одежде. Тут рисунок, там аппликация, пуговиц налепят. В результате цена за все — будь здоров, за такие деньги можно себе кофту купить. Хотелось бы золотой середины. Потому что мы уже знаем: наши ведь могут, если захотят!


Ярослава КРАПИВИНА, Минский район.


Кукла Маша, кукла Даша...


До рождения двойняшек бывать в отделах детских игрушек мне практически не приходилось. А тут недели не проходит, чтобы не заглянула. Я доверяю белорусским игрушкам и с удовольствием покупала бы только их, как и все другие детские товары. Но, оказывается, 60 процентов всех «детских радостей» в стране — китайского производства. И только 13 — нашего. Действительно, кроме крупногабаритных конструкторов и разнокалиберных машинок, купить своего для сына особенно и нечего. Остальное богатство — «лего», наборы юного мастера, модели автомобилей — российского или опять же китайского производства. Правда, предлагаются белорусские мягкие игрушки. Но стоят они довольно дорого, а некоторые еще и рассчитаны явно не на детей: всякие там обезьяны с сигарами, быки, плотоядно мычащие что–то вроде «иди же ко мне, моя телочка». Куклы для дочки приходится покупать китайские. Это и пупсы, которые просто выглядят посимпатичнее, и всякие «барбиподобные» игрушечные модницы. Но приносишь домой и боишься: а вдруг в них вредные вещества — случались же подобные неприятные истории. Даже в больших приличных магазинах. О рынках уж и говорить не приходится... Здесь на кукольных уродцев порой и смотреть страшно. Один химический запах, исходящий от них, может довести до серьезного приступа. «Не нравится — не покупайте», — скажет кто–то. Но это не разговор...


Ирина РАК, Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter