Разговорчики в строю...

О шансах Грузии быть принятой в НАТО

Саммит ЕС пройдет без участия Грузии. Инициатива Польши и стран Балтии пригласить к разговору президента этой страны не прошла. Тем самым Евросоюз как бы сказал миру, что в отношении событий в Южной Осетии намерен выработать исключительно собственную позицию. Равноудалившись, принимая решение, от всех сторон конфликта. А пока европейские руководители размышляют о словах, с которыми выступят на саммите, экспертное сообщество задается еще одним вопросом. Каковы теперь шансы Грузии быть принятой в НАТО? Мнения высказываются разные, но их можно свести к двум основным позициям.


Одни — прежде всего консервативные республиканцы в США, а также их единомышленники в странах «новой Европы» — говорят о том, что процесс принятия Грузии в НАТО теперь надо ускорить, чтобы поддержать этот, по выражению президента Дж.Буша–младшего, «маяк демократии».


Другие — политики из «старой Европы», особенно немецкие и французские, — считают, что своими действиями, спровоцировавшими Россию на жесткое силовое реагирование, М.Саакашвили подорвал перспективу интеграции в НАТО. Ибо поставил под сомнение свою собственную прагматичность. Вызывает также сомнение, что Россия и дальше будет унизительно терпеть продвижение НАТО к своим рубежам — теперь уже на Кавказе. Так, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гюхт в интервью газете «Суар» сказал, что, по его мнению, шаги М.Саакашвили нередко выглядят неконтролируемыми и вторжение в Южную Осетию — наглядное тому подтверждение. «Принимать государство, которое время от времени показывает себя способным на неконтролируемые действия, — это большой риск», — заметил министр. Известный обозреватель Томас Фридман в своей колонке в «Нью–Йорк таймс» также обратил внимание на непростительное «безрассудство» грузинского лидера.


При этом надо иметь в виду, что само расширение НАТО, реликта холодной войны, следует понимать в контексте того, что пресловутая «угроза с Востока» все еще существует. Авторитетный американский специалист по внешней политике Майкл Мандельбаум (как и упомянутый Т.Фридман, автор стратегии «сдерживания» Джордж Кеннан, сенатор Сэм Нанн) в свое время выступил против расширения НАТО именно потому, что это будет провоцировать Россию, выглядеть явно или завуалированно как антироссийское начинание. «Несмотря на всю ханжескую болтовню насчет использования НАТО для продвижения демократии, экспансия НАТО имеет смысл лишь в случае уверенности в извечной агрессивности России — особенно с учетом того, что в присоединении к альянсу русским было отказано», — заключил Мандельбаум.


Таким образом, вопрос о присоединении Грузии к НАТО так или иначе будет связан с тем, насколько далеко западные страны готовы зайти в своих усилиях, которые неизбежно будут оценены Москвой как враждебные, в духе холодной войны.


Но есть еще и серьезный вопрос, связанный с тем, что согласно натовским документам страна, претендующая на членство в альянсе, не должна иметь территориальных споров с соседями. Иначе получится, что НАТО будет втянуто в разрешение запутанных территориальных проблем со всеми вытекающими последствиями. Тем более что в данном случае ясно, что заветное вступление в НАТО необходимо грузинскому руководству как раз для того, чтобы иметь рычаг силового воздействия на Россию и с его помощью разрешить в свою пользу проблему статуса Южной Осетии и Абхазии.


Доминирующее, хотя и не всегда открыто высказываемое мнение на Западе состоит в том, что не стоит втягиваться в такого рода сценарии и тем самым усложнять себе жизнь. В НАТО отнюдь не готовы — и не собираются — «раскрывать над Грузией военный зонтик» в нынешней обстановке и в обозримой перспективе. Один из европейских дипломатов, участвовавший в подготовке заседания совета НАТО на уровне министров иностранных дел 18 августа, признался корреспонденту «Нью–Йорк таймс», что, хотя в итоговом заявлении встречи и подтверждается намерение альянса в декабре этого года вновь рассмотреть вопрос о подключении Грузии к Плану действий по подготовке к членству, реальные шансы благоприятного для Грузии исхода «фактически равны нулю». Не связанные рамками дипломатического статуса западные аналитики высказываются по этому поводу вполне определенно. Например, специалист по России в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований Сара Мендельсон заметила: «Россия успешно сожгла натовскую карту Грузии. Как бы там ни было, Россия лишила Грузию возможности вступить в НАТО, поскольку нельзя быть членом альянса, имея неурегулированные территориальные споры».


Так что дальнейшая ускоренная интеграция Грузии в Североатлантический союз выглядит, мягко говоря, весьма сомнительной. И создание новых декоративных структур вроде комиссии НАТО — Грузия суть дела не меняет. Своей авантюрой в Южной Осетии грузинское руководство еще больше заблокировало дорогу к дверям НАТО.


Что касается позиции Беларуси в этом конфликте, то ее достаточно четко артикулировал А.Лукашенко во время встречи в Сочи со своим российским коллегой. Комментарии к словам Президента излишни...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter