Владимир Мищанчук: «Мой путь освещает звездочка с отцовской шинели — с детства и на всю жизнь»

Разговор в гримерке

Заслуженный артист Владимир Мищанчук знаком и театралам, и любителям кино, слышат его голос за кадром почитатели документалистики. Студенты академии искусств знают его как многолетнего преподавателя и декана театрального факультета. Этим летом в жизни мэтра множество событий — и зачисление нового курса, из которого вырастут будущие звезды сцены, и 75-летний юбилей, и премьеры в театре, и работа над новыми телепроектами.


— Владимир Андреевич, с какими чувствами вы подошли к 75-летию? 

— C чувством глубокой благодарности людям, которые окружали меня всю жизнь: моим родителям, которые дали мне возможность жить, моим братьям и сестрам — я вырос на Полесье, семья у нас была многодетная. Хочется в пояс поклониться своим близким. И, конечно, тем учителям, которые дали мне возможность со второй попытки поступить в Белорусский театрально-художественный институт, нынешнюю академию искусств. 

— Неужели не с первого раза поступили?

— Я ведь в первый раз сдавал экзамены, когда мне было 16 и у меня еще не было паспорта. Народный артист Дмитрий Орлов подошел и сказал: «Деточка, приходите через год, мы вас возьмем!» Страшное дело, как я возвращался домой — в то время близко к сердцу все принимал, думал, что не переживу такого позора: не поступил! А потом во второй раз меня уже взяли без вопросов. 

— Сколько лет уже длится ваш роман с Театром-студией киноактера?

— Больше 30 лет! То, что меня в свое время пригласил ведущий белорусский мастер режиссуры, народный артист Александр Ефремов и дал мне возможность самореализоваться на этой сцене, очень много для меня значит. Театр — это мой воздух. Без него я как рыба без воды. Сыграл недавно в спектакле «Фальшивая нота» по пьесе Дидье Карона роль Миллера, убийцы, которая далась мне очень непросто. Такая исповедь стоит огромного труда, как актерского, так и душевного. А буквально на днях состоялась новая премьера — спектакль «Дядя Ваня» по пьесе Чехова, где играют мои ученики. 

— Десятилетия вы отдали театральному факультету академии искусств. Что за ребята приходят сейчас учиться вашей профессии?

— Сегодня вся жизнь на ладони, в телефоне. Но для артиста необходимо быть аналитиком психологии своего героя, последовательно излагать мысли, относиться к себе критично и в то же время стараться прожить кусочек чужой жизни, как свой. Фрагментарность и клиповое, эпизодическое восприятие жизни усложняют этот процесс, тем более что молодые люди мало читают, и это проблема. 

— Писаными красавцами и «Мисс мира» артистам быть вовсе необязательно?

— Нет, конечно, в театре нужны и толстые, и худые, и смешные, задача педагогов — рассмотреть перспективы каждого студента. Я много езжу по стране, не отказываюсь от работы в жюри конкурсов и фестивалей, даже если речь идет о самодеятельности и школьных театрах, вижу, как обстоят дела в разных уголках Беларуси. Так в свое время делали мои старшие товарищи и педагоги — искали таланты в глубинке, в небольших городах и деревнях. Ведь не может так быть, чтобы в Орше или Пинске жили люди менее талантливые, чем в столице. К нам на факультет, например, в этом году поступил сельский парень из небольшого агрогородка в Витебской области, причем попал в десятку сильнейших. Мало ли, что он не знает каких-то вещей, — научится! Дать человеку возможность попробовать, проявить себя — это тоже педагогическая задача. 

— Сейчас появилась новая практика — набор курса под конкретный театр. Хорошо это или плохо?

— Да, мы ввели ее совсем недавно. На этот раз набирали курс для Белорусского государственного молодежного театра, и в приемной комиссии у нас сидел худрук Андрей Гузий. В следующем году проведем набор для Русского театра. Такие целенаправленные наборы, позволяющие обеспечить кадрами театры столицы, мне кажутся по-хозяйски правильным ходом. 

— Каких специалистов сегодня не хватает?

— Мы недавно по поручению министра культуры Анатолия Маркевича провели круглый стол, на котором собрали всех руководителей театров, а их в стране 29, и решали практические вопросы. Например, подготовка гримеров — этой специальности сегодня не учат нигде. Когда-то в Одессе было специальное училище, не знаю, существует ли оно теперь. Но мы решили, что в Беларуси у нас должны быть свои кадры, система обучения не только постижерному мастерству, но и работе с гумозом, пластическим гримом... Да мало ли тонкостей в этой профессии: помню, когда снимался в сериале «Вангелия» про Вангу вместе с актрисой Еленой Яковлевой, ей по 4—5 часов делали грим, она на студию приезжала затемно! Не хватает театрам звукорежиссеров, художников по свету — это тоже редкие специальности. Академия искусств готовит звукорежиссеров, а вот художников по свету пока что не учат нигде. Лампочку Ильича включить-выключить сможет любой, а вот создать атмосферу в том или ином драматургическом материале…
Тем более оснащение сейчас позволяет очень многое. Мы благодарны руководству страны за то, что во всех театрах сделаны ремонты, их сегодняшнее состояние находится на очень высоком уровне. 
— Вы плотно заняты в телевизионных проектах, посвященных Великой Отечественной войне…

— Не могу не сказать спасибо за то, что мне дали возможность озвучить 13 серий проекта «Города-герои» и 10 серий проекта «Освобожденная Европа» на ОНТ. Важен для меня и документальный фильм «Крылья Победы», который недавно вышел на телеканале «Беларусь 1». Благодарен судьбе, что меня пригласили в новый проект, посвященный нашим партизанам. Я с удовольствием это делаю, хотя материал чрезвычайно сложный и в постановочном плане, и в сценарном. Это мой творческий подарок нашему народу, и я, работая, открываю для себя то, что многие годы было забыто не по праву. 
Я благодарен отцу. Его шинель висела в сенях у нас в хате. Мама с его разрешения отрезала с нее звездочку и пришила на мою сумку, в которую положила букварь, тетради, карандаши, отправляя меня в школу.
И когда я шел по деревне, мне казалось, эта звездочка с папиной шинели светит необыкновенным светом. Она и сегодня освещает мою жизнь.

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter