Владимир Караник и Юрий Караев рассказали о деталях состоявшегося у Президента разговора

Разговор у Президента

Во вчерашнем вечернем эфире телеканала «Беларусь 1» председатель Гродненского облисполкома Владимир Караник и помощник Президента — инспектор по Гродненской области Юрий Караев рассказали о деталях состоявшегося у Президента разговора. Предлагаем вниманию читателей печатную версию интервью.

О содержании беженцев

Ю. Караев: В лагере постоянно есть вопросы, проблемы, которые надо решать. У людей возрастают потребности. Теперь уже нужно и белье какое‑то, детям одежда, а взрослые уже показывают на свои износившиеся, пропаленные на кострах ботинки и кроссовки. Тем не менее основная масса беженцев, зная, что назад дорога отрезана, по‑прежнему стремится в Евросоюз: за лечением, за пособиями, наверное, за работой. Но главное, к своим родственникам. Ведь очень много мужчин, то есть глав семей, туда перебрались. А теперь они хотят воссоединения со своими семьями.



В. Караник: Но мы должны понимать, что это проблема международного сообщества. И международные общественные организации, политические партии должны брать на себя финансовое бремя по содержанию этих людей.


Мы подставили плечо людям, попавшим в тяжелую ситуацию. Но те, кто способствовал ее возникновению, должны сейчас садиться за стол переговоров и решать, каким образом компенсировать расходы государства, но самое главное — как помочь этим несчастным людям выйти из трудной жизненной ситуации.
ФОТО РЕЙТЕР

О компенсации расходов

В. Караник: Когда речь идет о том, что люди замерзают и голодают, тут уже не до подсчетов. Естественно, все будет посчитано и предъявлено. Экстренность уже ушла, то есть люди находятся в безопасных условиях. Сейчас надо искать решение того, чтобы они попали туда, куда хотят. Кто желает вернуться домой — пожалуйста. Кто желает подать прошение о предоставлении статуса беженца в ЕС — у него есть такое право, он должен им воспользоваться. И расходы, связанные с тем, что наши западные партнеры не совсем понимают, каким образом наладить механизм реализации этих прав, должны быть компенсированы.

Ю. Караев: Хороши бы мы были, если бы считали стоимость пил, которые привезли на границу распилить дрова, стоимость лопат, туалетов, вывоза мусора — да много еще чего… Даже вот владелец транспортно‑логистического центра — мы же от него подтянули сколько кабелей для зарядки мобильных телефонов, если электричество еще посчитать и так далее. Конечно же, молодцы наши люди, волонтеры, студенты… 

О фейках об удержании людей силой на границе 

В. Караник: Если люди хотят вернуться домой либо переехать в глубь страны, чтобы ждать своего эвакуационного рейса, — никаких препятствий им никто не чинит. Но если они ждут открытия гуманитарного коридора, они остаются в лагере. Некоторые говорят: «У меня есть билет, я хочу уехать». Начинают разбираться, выясняется, что не только билета, даже паспорта нет. Кто‑то говорит: дайте, мол, похожу, попробую, может, меня где‑то пропустят — здесь есть вопросы. Потому что мы должны обеспечить безопасность этих людей. 

Ю. Караев: Мы прекрасно понимаем, что наша задача — не спровоцировать конфликт. 
Ни силой удерживать, ни силой выталкивать мы не можем. 
И как вы себе представляете в таком огромном пространстве, лесном, болотистом, удерживать людей? Какие нужны ресурсы? Я даже не могу таких расчетов провести, какую нужно в тылу создать группировку сил, чтобы удерживать людей в этой полосе.

Об экономике

В. Караник: Мы отчитались о результатах работы экономики области. Видим, что более чем на 15 процентов выросла средняя зарплата по региону, почти на 16 процентов увеличились поступления в бюджет. 
Бюджет выполняется с профицитом, что позволяет выполнять все свои социальные обязательства, создает определенную подушку безопасности и задел на будущее. 
Рост экспорта — более 35 процентов. Объем экспорта товаров — более двух миллиардов долларов. И что самое ценное — положительное сальдо более миллиарда.

О собственном пути борьбы с пандемией

В. Караник: Если разобраться, сейчас заболеваемость коронавирусом гораздо выше, чем в первую волну. Но если в первую волну было очень немного стран, которые не вводили локдауны, сейчас при гораздо больших цифрах заболеваемости очень мало стран, которые вводят локдауны. Фактически тот путь, которым пошла Беларусь, был внимательно проанализирован нашими партнерами. И многие из наших наработок и подходов были приняты на вооружение. Но тогда, чтобы пойти своим путем, надо было иметь очень большое мужество, и Глава государства взвалил на себя колоссальную ответственность.

О санкционном давлении

В. Караник: На сегодняшний момент вся необходимая поддержка на уровне местных органов власти (предприятиям, попавшим в санкционный список. — Прим. ред.) оказывается. Но на этих предприятиях работает очень профессиональная команда управленцев, они демонстрируют хороший результат: и рост экспорта, и рост чистой прибыли. Поэтому все они чувствуют себя достаточно неплохо, приобретая бесценный опыт работы в недружественном окружении.

О новом азотном комплексе

В. Караник: Инвестиционный проект достаточно дорогой — более чем на 1,3 миллиарда долларов. Давайте я скажу так: большие деньги требуют тишины. Когда все получится, тогда мы вас пригласим и покажем.

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter