Мясникович - подробнее о содержании рабочей встречи с Президентом

Разговор у Президента

Подробно о содержании рабочей встречи с Президентом председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович рассказал в вечернем эфире телеканала «Беларусь 1». Предлагаем вниманию читателей печатную версию интервью.



О повестке дня

— Я доложил Президенту о своих впечатлениях, о тех рекомендациях и пожеланиях, которые были высказаны мне главами государств, входящих в ЕАЭС. С российской стороной я встречался пока только на уровне курирующего вице-премьера. В первой декаде марта у меня состоится встреча с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным. Вторая тема, которая была предметом обсуждения, — как идет работа над стратегией развития интеграции до 2025 года. Александр Григорьевич выразил определенную обеспокоенность тем, чтобы, во-первых, не оттягивалось принятие решений на конец пятилетки и, во-вторых, стратегия не ограничивалась только пятилетним периодом, то есть до 2025 года. Предложены конкретные механизмы и меры для углубления нашей интеграции и формирования более высокого уровня доверия. Третья группа вопросов касалась того, как жить дальше. И я очень рад, что услышал не только что собирается в этом плане реализовывать высшее политическое руководство Беларуси, но и какие надо было бы задействовать дополнительные рычаги, чтобы активнее вовлечь в этот процесс не только глав государств, но и экспертов, министерства, бизнес-сообщество.

О стратегии евразийской интеграции

— Там процентов 90 согласованных позиций. Думаю, в самое ближайшее время мы завершим эту работу, чтобы 9 — 10 апреля, когда в Минске будет проходить заседание Евразийского межправительственного совета, мы доложили о готовности этого документа и, возможно, провели определенные решения на уровне глав правительств. Думаю, мы получим одобрение по тем пока еще принципиальным несогласованным вопросам, которые касаются единых подходов, инфраструктурных проектов. Здесь нет возражений о том, надо или не надо это делать.

Президент Беларуси однозначно отстаивает позицию, чтобы были единые тарифы на нашем евразийском рынке — и транспортные, и другие. Я этот вопрос достаточно серьезно проработал с казахстанскими коллегами. Казахстан поддерживает. Есть определенные еще разногласия с Российской Федерацией, которая отстаивает, что внутренние тарифы могут отличаться от союзных. Но это провоцирует опять-таки барьеры.

О торговых отношениях

— Наш Евразийский экономический союз должен войти в пятерку ведущих экономик мира. Внутренняя торговля внутри пятерки Евразийского экономического союза в зависимости от года составляет 12 — 15 процентов от тех объемов, которые есть с третьими странами. Получается, торговать с теми, кто за пределами, наверное, выгоднее. Что надо сделать, чтобы мотивировать и внутренний спрос, и внутреннюю торговлю? Должны быть соответствующие институты развития. Надо очень серьезно посмотреть и совершенствовать работу Евразийского банка развития, Евразийского фонда стабилизации и развития. Это наш МВФ. У нас нет евразийского арбитража. Это нехорошо, когда хозяйствующие субъекты сторон выясняют свои отношения в Лондоне, Стокгольме или в других столицах. Выносят, что называется, наши внутренние споры или споры хозяйствующих субъектов на европейский уровень. У нас должен быть полноценный арбитраж.

О снятии барьеров и ограничений

— Есть решение глав правительств на каждом межправсовете убирать как минимум два-три барьера. И при этом делать все, чтобы не появлялись новые. В принципе, не комиссия создает эти барьеры. Барьеры создают государства, когда хотят защитить внутренний рынок от не совсем качественных и незаконно ввезенных товаров из других стран. Второе направление — это поддержать отечественного товаропроизводителя. Поддерживая отечественного товаропроизводителя, мы сразу же натыкаемся на другие грабли, когда коллеги начинают защищать своих от нас. И, таким образом, это уже бесперспективная вещь. Рынок становится разрегулированным. Мы единодушно настроены в коллегии эти вопросы убирать.

О полномочиях ЕЭК

— Их стоит расширять. Мы рассматривали в коллегии вопрос, на каких основаниях принимать решения о недопуске товаров с конкретного предприятия на рынок Евразийского союза. Как в народе говорят, «закрыли» предприятие. Когда и как это должно осуществляться? Возникли вопросы. Делегация экспертов Российской Федерации начала утверждать: действия тех ограничителей, которые сегодня имеют место, не противоречат принципам ЕАЭС. Я прямо задал вопрос этим руководителям, которые присутствовали: в этой ситуации вы тоже закрываете предприятия в Новой Зеландии, Австралии, Аргентине — странах, откуда импортирует Россия? Сказали, что да, там тоже. Так свободно закрывать-открывать, используя субъективный подход, — это неправильно. И мы добьемся того, чтобы были общие понятные правила: в каких случаях, когда наступает ограничение, как оно рассматривается. В проекте, который предложил министр от Беларуси Виктор Назаренко, есть положение: если в течение 5 дней сторона приняла решение о приведении в соответствие, предприятие не подлежит ограничению в поставке товаров на евразийский рынок.

Субъективизма здесь пока еще очень много. Я считаю, что в ЕАЭС должен превалировать принцип равных. Понятно, что большие экономики задают тон, являются стержнем. Но этот стержень должен быть привлекательным.

О едином финансовом рынке

— Это серьезный вопрос, который сегодня обсуждается очень активно, но зачастую конъюнктурно. Все обеспокоены, что попадем из одной ловушки в другую. Сегодня вопрос финансового рынка проработан очень слабо, в него надо вовлекать центробанки. В мои планы входит встретиться и с руководителями центробанков, чтобы оговорить вопросы организации взаимных расчетов.

Реальность такова, что все четыре страны Евразийского экономического союза имеют отрицательное торговое сальдо с Российской Федерацией. То есть для того, чтобы рассчитаться российскими рублями за импорт из России, у наших стран не хватает рублевой выручки. Поэтому мы должны продать что-то в третьи страны, полученную валюту конвертировать в российские рубли — и тогда уже работать в рублевой зоне. Так что тема очень тревожная. Ни в коем случае тут не должно быть никакой финансовой паники. Никто не говорит о том, что завтра кто-то будет переходить на российский рубль, но надо думать о том, как уходить от долларизации.

О новых законодательных инициативах от ЕЭК

— Раньше в основном все было посвящено вопросам торговли. Впервые расскажу, что предусмотрено в стратегии нового. Мы идем на то, чтобы серьезно заняться вопросами развития, то есть инвестиционной деятельностью. Сегодня инвестиции Евразийского союза составляют 2,5 процента от мировых. Нам надо выйти на уровень, чтобы соотношение инвестиций к ВВП составляло минимум 25 процентов, а лучше 30 процентов. Таким образом, у нас будут появляться новые предприятия, новые возможности для торговли. Новые направления — на основе научно-технического развития, инновационной и научно-технической деятельности. Нужно не просто создавать предприятия, это должны быть предприятия завтрашнего дня. В проекте стратегии мы сделали смелые заявления о том, что в данный процесс надо активно вовлекать и молодежь.

В ТЕМУ



Заседание Высшего Евразийского экономического совета с участием глав государств ЕАЭС пройдет в Минске 19 мая. Тогда же состоится I Евразийский экономический форум. По словам Михаила Мясниковича, в ближайшее время будет создан оргкомитет по проведению заседания. Возглавить структуру предложат Премьер-министру Беларуси Сергею Румасу.

Фото: БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter