Пархамович рассказал о деталях состоявшегося у Президента разговора

Разговор у Президента

Во вторник в вечернем эфире телеканала «Беларусь 1» министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович рассказал о деталях состоявшегося разговора у Президента. Предлагаем вниманию читателей печатную версию интервью.

Фото  БЕЛТА

О «революции» в строительстве

— Сначала нужно обсудить, в чем будет эта «революция». Здесь важно понимать, что и до текущего момента все участники строительства, нормотворцы старались сделать процесс строительства наиболее комфортным, наиболее безопасным для будущих обладателей квартир, зданий, сооружений… Но есть определенный перекос в количестве процедур, которые имеются в строительстве. Это технические требования, технические условия, задания на проектирование, архитектурно-планировочные задания. Здесь действительно обросли бумажками, как говорится. Вот об этом и стоит сегодня говорить — о максимальном упрощении процесса строительства. В этом и должна быть «революция».

О жилье с господдержкой

— Стоимость квадратного метра при строительстве с господдержкой для всех одна. Она четко регламентирована, контролируется, и мы соблюдаем принцип, что стоимость квадратного метра не должна превышать среднемесячную заработную плату. Многодетные семьи, военные при этом пользуются определенными преференциями, которые прописаны в соответствующих указах. Здесь немаловажно учитывать размер их дохода, где они проживают. Для сельской местности еще больше преференций. Поэтому Глава государства отмечает те категории, которые при любых новациях не должны пострадать в части получения максимально скорого и дешевого жилья. С остальными категориями граждан необходимо продолжать работать.
Размеры любой господдержки имеют определенные границы.

Об итогах работы

— Видя, что инвестиционная активность снизилась, мы понимали, что объемы работ будут уходить и нужно где-то строителям зарабатывать. Поэтому вовремя переориентировались на внешние рынки, заработали дополнительные деньги за рубежом. Примерно на 70 миллионов долларов по отношению к прошлому году вырос экспорт. Основная проблема — не только в нехватке работы. Строители столкнулись с достаточно серьезной проблемой удержания стоимости строительства при резком увеличении стоимости строительных материалов, в первую очередь импортных. Очень резко возросла стоимость арматуры, пиломатериалов, и нам приходилось лавировать с учетом такого стремительного удорожания, пытаться удержать в нормальных рамках стоимость строительства. 

Строительство нового жилого квартала в Бресте.
Но, несмотря на сложности, выработка на одного занятого в отрасли увеличилась на семь процентов. Это говорит о том, что люди продолжали работать, трудились еще более усердно, что, безусловно, отразилось на росте зарплаты. 

О прогнозах на этот год

— Учитывая, как развивается рынок внешний, как относятся, к сожалению, некоторые наши соседи к Беларуси, мы понимаем, что работать на экспорт будет непросто. Понимаем, что инвестиционная активность вдруг, за один час не изменится. Поэтому вопрос стабильности — уже определенное достижение. Безусловно, будем отталкиваться от достигнутых темпов и пытаться постепенно расти. На следующий год запланирован темп роста объемов строительно-монтажных работ 103 процента. Это минимальный показатель, которого мы должны достичь. В основном будем сконцентрированы на внешних рынках. 

Об экспорте услуг

— Примерно 80 процентов от всего экспорта услуг — это услуги, которые предоставляются на территорию Российской Федерации. Калуга, Брянск, Псков, Ленинградская, Московская, Воронежская области — вот основные регионы, которые дают те самые 80 процентов от всего объема. Продолжаем наращивать строительство не только по жилью. Потому что начинали исключительно с этого: выезжали наши специалисты, строили многоквартирные жилые дома и тем довольствовались.
Сегодня мы перешли на другой уровень, занимаемся строительством социальных объектов: это детские сады, школы, объекты медицинского назначения, реконструируем стадионы. И, безусловно, для нас премиумной нишей все-таки является промышленное строительство, потому что это максимальная добавленная стоимость. 
Что касается дальнего зарубежья, здесь мы вооружаемся помощью наших проектных и научных организаций, потому что такой экспорт намного проще оказывать с учетом большого расстояния. Но это не мешает нам зарабатывать валюту в Казахстане, Азербайджане и на других направлениях.

Об ипотеке

— Законодательством предусмотрена возможность работы с ипотекой на территории нашей страны. Но, к сожалению, она не получила достаточного развития в силу ряда причин. Первая — это процентные ставки. Они сегодня, откровенно говоря, высоки. А ипотека качеством ничем не отличается от обычных коммерческих кредитов. Это первая проблема. А вторая — это то, что ипотека в настоящее время оказывает серьезную конкуренцию строительству жилья с господдержкой. Сегодня оно более привлекательное и выгодное. Поэтому зачем идти в ипотеку, когда можно воспользоваться той государственной поддержкой, которая предоставлена. Но здесь необходимо организовать поступательный переход на рыночные механизмы. Я думаю, это возможно и в нашей стране, и в ближайшее время министерство предложит такие подходы по постепенному переходу, по увеличению объемов арендного жилья, переходу на ипотеку.

О городах-спутниках

— В настоящее время около 30 тысяч квадратных метров жилья ежегодно строится в Смолевичах.
Люди изъявляют желание проживать на периферии, иметь меньше проблем с перенаселенностью и урбанизацией, а в столицу приезжать на работу. Поэтому мы планируем продолжать развивать строительство жилья в городах-спутниках.
Я полностью поддерживаю мнение о том, что в Минске нужно меньше строить жилья. У нас есть достаточно территорий, которые требуют, скажем так, определенного вмешательства в виде реконструкций, ремонтов. Продолжать новую застройку чревато. Для строительства жилья в регионах разработано достаточное количество нормативных правовых актов, есть отдельные нормативные правовые акты по городам-спутникам.

О долгостроях

— Министерством вносилось предложение о сокращении количества сверхнормативного и незавершенного строительства. Проанализировав весь перечень, мы увидели, что около 1,5 тысячи объектов на сегодняшний день по факту эксплуатируются, но не введены в эксплуатацию в установленном порядке. В первую очередь это объекты инженерной и транспортной инфраструктуры: дороги, инженерные сети. Остановить или запретить эксплуатацию таких объектов попросту невозможно. А с учетом отсутствия исполнительной, проектной документации невозможно и ввести в эксплуатацию в установленном порядке. Именно поэтому министерство и внесло предложение по организации упрощенного ввода таких объектов — при условии обеспечения их надежности и безопасности при дальнейшей эксплуатации. Надеюсь, в течение 2022 года этот документ будет принят.

О прибыли застройщиков, ограниченной 5 %

— Все это проверяется и контролируется. И в случае, если при строительстве жилого дома прибыль получается больше, застройщик обязан вернуть часть средств, чтобы соблюсти установленный процент. Сфера жилищного строительства — весьма чувствительная. И как только кто-то себя начинает неправильно вести, граждане на эти вещи реагируют и сразу же начинают как минимум информировать об этом. Не припомню случаев, когда кто-то начинал передергивать с этими вопросами и пытаться нечестно заработать на жилищном строительстве. Если и есть здесь какие-то ошибки, то скорее технические, по незнанию, нежели умышленные.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter