Орловский рассказал о деталях состоявшегося разговора у Президента

Разговор у Президента

В эфире телеканала «Беларусь 1» председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский рассказал о деталях состоявшегося разговора у Президента. Предлагаем вниманию читателей печатную версию интервью.

Фото  БЕЛТА

О собираемости платежей в бюджет

— Рост за восемь месяцев текущего года — 25 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Платежи растут по всем направлениям: ввозные, вывозные пошлины, НДС. Это говорит о том, что наш бизнес, наши предприятия работают. Получают сырье, комплектующие, экспортируют готовую продукцию. Это увеличение платежей показывает жизнеспособность нашей экономики и привлекательность нашей страны в том числе для транзита.

О пресечении нарушений

— У нас контроль строгий. Мы своими таможенными механизмами предотвращаем недопоступление платежей в бюджет. Особенно в тех случаях, когда субъекты хозяйствования пытаются занижать таможенную стоимость, неправильно указывать страну происхождения товара. Эти все параметры мы отслеживаем. Работает соответствующая информационная система анализа управления рисками, когда из общего потока товаров, подлежащих оформлению, выбираются именно рисковые товары, субъекты хозяйствования, перевозчики, на которые мы больше обращаем внимание, находим нарушения и, соответственно, добираем платежи в бюджет.

О транзитной привлекательности Беларуси

— Почему выбирают Беларусь? У нас достаточно пунктов пропуска, достаточно инфраструктуры, через которую могут пройти грузовики. Если взять всю нашу внешнюю границу (польский участок, литовский, латвийский, украинский), в сутки наша инфраструктура может пропустить десять тысяч грузовиков. Это много.
Фактически сейчас в сутки проходит порядка семи тысяч фур. То есть у нас еще есть даже задел в три тысячи.
 Конечно, не на всех участках есть такой резерв. Например, на литовском, латвийском участках мы работаем на пределе наших возможностей. Но на польском и украинском такая дополнительная возможность есть. Но мы еще наращиваем инфраструктуру. Реконструируем пункты пропуска. И второй вопрос — время оформления. Мы оформляем порядка 94 процентов грузов за 10 минут. Это хорошие показатели. Перевозчик не теряет времени на границе. А время — это деньги.

О совершенствовании системы

— В этом году мы запустили новый проект — центр электронного декларирования. Где бы ни находился товар, в каком городе, на каком таможенном складе или предприятии, специалист направляет электронную декларацию в единую таможенную точку, из которой эти документы распределяются по всей стране, исходя из загруженности пунктов таможенного оформления. Декларация автоматически направляется в то место, где наименьшая загрузка, наименьшая очередь. В итоге время ожидания оформления фактически сводится к нулю.

О пунктах пропуска

— Если взять польское направление, то все наши пункты пропуска находятся в современном виде. По литовской границе, латвийской такая же ситуация, осталось реконструировать только Каменный Лог. По украинской границе четыре пункта пропуска реконструированы по современным стандартам. Последний пункт пропуска, Верхний Теребежов, мы сдали буквально в прошлом месяце. Пропускная способность возросла в три раза. Такие комплексы позволяют обрабатывать большой грузопоток. Там сейчас нет движения, потому что украинская сторона закрыла его. А грузовики перемещаются через соседний пункт пропуска, где хуже инфраструктура, а для досмотра нет вообще никакой возможности. Поэтому мы совместно с Госпогранкомитетом по линии МИД направили ноту украинской стороне и ждем от нее ответ. Надеемся, что он будет положительный.

О нарушениях

— Мы отмечаем увеличение количества нарушений при перемещении грузовиков. И часть нарушений, которые ранее были присущи обычным физическим лицам, которые на машине пересекали границу, перешли к перевозчикам. То есть контрабандисты пытаются определенные виды товаров перевозить с нарушением в кабине. Но наиболее проблемный и важный для нас участок — контрабанда грузов в грузовых отсеках. Потому что это масштабно, это наносит вред экономике. И мы концентрируем усилия на организаторах, схемах, вырабатываем свои меры.
Как показывает практика, наиболее криминогенное направление — литовское. С той стороны нарушений больше, причем разного плана. Это и занижение на литовских складах таможенной стоимости, чтобы потом минимизировать уплату платежей, подмена одного товара другим, неуказание в документах одного из товаров, который перемещается в грузовом отсеке.
Бывают схемы, когда под одним комплектом документов пытаются ввезти две партии товара. Придумывают всевозможные ухищрения. Наш аппарат тоже имеет опыт и возможности, в том числе оперативно-разыскной деятельности, чтобы предотвращать подобные нарушения.
ФАКТ «СБ»

ГТК принимается максимум усилий для недопущения попыток ввоза на территорию ЕАЭС наркотиков и оружия. В этом году выявлено 335 фактов незаконного перемещения наркотических средств и психотропных веществ, а из оборота изъято 433 кг наркотиков, что в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Задержано 5,2 тыс. боеприпасов, 200 единиц оружия и составных частей, более 840 электронных устройств и предметов экстремистского характера.



Одна из крупнейших партий психотропов была обнаружена 11 мая на белорусско-польской границе. В грузовике, следующем из Германии в Россию, пытались перевезти около 330 кг гашиша.
Фото www.customs.gov.by

Об электронных пломбах

— Проанализировав, что основной поток нарушений идет с литовских складов, было принято решение Правительства о применении электронных навигационных пломб для сопровождения грузов, которые следуют как в Беларусь, так и транзитом с литовского направления. 30 августа постановление Совета Министров начало действовать, мы за первые сутки навесили более 330 электронных пломб. Такие пломбы позволяют отслеживать от границы до конечного пункта либо до выезда из страны движение товара. Перевозчик уже не сможет отклониться от маршрута, транспортное средство не смогут вскрыть: сигнал сразу же поступит оператору, соответствующая группа будет реагировать. Тем самым безопасность повышается многократно.

О честном бизнесе

— Мы понимаем, чего хотят субъекты хозяйствования, и стараемся, чтобы этому соответствовало законодательство. Не только отстаиваем внешние интересы Беларуси, но и стараемся сделать более комфортные условия для бизнеса с сохранением, конечно же, действенного контроля. Значимая веха в новейшей истории таможенных органов — принятие и одобрение 25 июня 2021 года Национальным собранием новой редакции Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». Это комплексный и серьезный документ, подготовка которого заняла более двух лет. Он вступит в силу 25 июля 2022 года.

О новшествах закона о таможенном регулировании

— Красной нитью через этот закон проходит снижение контрольной нагрузки для добропорядочного бизнеса. Например, одна из таких прогрессивных норм — возможность не размещать экспортные товары в зонах таможенного контроля, то есть помещение товаров под процедуру экспорта будет осуществляться без их фактического предъявления таможне (сегодня уже реализовываем в качестве эксперимента). Кроме того, если импортный товар размещается на предприятии, а таможенный орган не объявил, что хочет этот товар досмотреть, субъект хозяйствования сам сможет снять таможенную пломбу. Предусмотрено облегчение в части получения отсрочек и рассрочек платежей.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter