Василий Герасимов рассказал о деталях состоявшегося у Главы государства разговора

Разговор у Президента

О деталях состоявшегося у Главы государства разговора Председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов рассказал в вечернем эфире телеканала «Беларусь 1». Предлагаем вниманию читателей печатную версию интервью.

Фото  БЕЛТА

О сути разговора

— Главе государства было доложено об основных итогах работы Комитета госконтроля за прошедший год и о выполнении тех поручений Президента, которые были даны уже в этом году. Я имею в виду цены, посредничество, зарплаты в конвертах, сверхнормативное строительство. Помимо этого, конечно, были затронуты вопросы работы реального сектора экономики, сельского хозяйства. Положение в Брестской области. Выплата заработной платы… Достаточно широкий спектр вопросов на злобу дня в экономике республики.

О зарплатах в конвертах

— Это не носит у нас повального характера, но, к сожалению, такое явление имеет место быть. Оно ведет к ряду негативных последствий, с которыми борется любая страна. Если не платится зарплата так, как она должна платиться, понятно, что тогда субъекты хозяйствования находятся в абсолютно неравных условиях. Это первое. А второе — не защищены наши граждане с точки зрения социальных гарантий. Человек не может рассчитывать на пенсию, которую должен был бы получать. И вообще у него нет гарантий, что он получит эту зарплату. Защитить свои права он не сможет в случае спорных вопросов. Он не сможет доказать, что выполнял эту работу, получал или не получал за это зарплату…

Работа в этом направлении ведется постоянно. Буквально последний случай в Бобруйске, где рекламная компания за четыре года выплатила в конвертах 1 миллион рублей. В итоге пострадали 104 сотрудника этой компании и возбуждено уголовное дело. В данном случае рискует не только тот гражданин, который получает эту заработную плату, но и тот, кто выплачивает, рискует своей свободой.

Здесь, конечно, должна быть ответственность как нанимателя (в случае невыплаты налогов и других обязательных платежей), так и, может быть, что было обсуждено, ответственность сотрудников, которые получают такого рода зарплату, заранее зная, что это незаконно. Может быть, чтобы избежать определенных противоречий, должен быть какой-то механизм освобождения от ответственности, если человек об этом сообщит. Но пока это просто идея. Речь же на данном этапе идет только об административной ответственности.
Глава государства неоднократно озвучивал: на каждом предприятии должен быть профсоюз. Это основная функция профсоюзов — защищать права работников. И конечно, наша помощь. Мы продумаем, каким образом это реализовать. Или это будет прямая линия, или, может быть, онлайн-платформа на нашем сайте, куда люди могут обращаться, чтобы мы защитили их права и не допускали нарушений.

О незавершенном строительстве

— Коренным образом вопрос сдвинут. До этого мы особое внимание обращали на жилищное строительство, и было жесткое поручение Главы государства исключить такого рода случаи. Последние цифры по стране — это 20 жилых домов сверхнормативного строительства, где два-три месяца пропуск. Есть, конечно, отдельные случаи, например «Грушевский посад» в Минске, где жители массово жаловались. Но и там уже выработан алгоритм. Мингорисполкомом подготовлен проект указа, в котором расписано, каким образом будем достраивать. Нынешнее поручение касается абсолютно всей стройки. Та цифра, которую я называл (4465 незавершенных объектов), — это не только жилищные и не только государственные, это все объекты. Необходимо провести их полную ревизию, чтобы понимать, в каком они состоянии и что мы с ними будем делать.

Вполне возможно, какие-то объекты, которые уже давным-давно не строятся, — их уже и невозможно, собственно говоря, достроить в силу конструктивных особенностей. Поэтому здесь должны приниматься решения местными органами власти после обследования: или достраивать, или сносить. Часть объектов можно предложить к продаже другим инвесторам. Другие объекты — продумать, когда, как, кто, за счет каких ресурсов будет их доводить до ума. То есть работа предстоит еще достаточно серьезная, и понятно, что в течение месяца или года мы ее не решим. Но то, что мы это поставим на какую-то плановую основу, чтобы иметь долгосрочный план решения, — это сделаем. Я думаю, что уже в этом году получим достаточно существенный результат.

О результатах мониторинга цен

— Некоторые решения уже приняты. Я бы этот вопрос разграничил на два. Первое — мы обсуждали (у Президента. — Прим. ред.) цены продовольственной и непродовольственной групп. Это то, что касается розничной торговой сети и лекарственных средств. К сожалению, наша практика подтверждает, что в ряде случаев торговые надбавки увеличиваются в разы против допустимого. И мы вынуждены применять меры административного воздействия.
Плюс, как поручил Глава государства, должны быть выработаны цивилизованные алгоритмы ценообразования, которые будут сами регулировать рынок, чтобы в это не вмешивались ни контролирующие, ни правоохранительные органы.
Это в том числе одна из приоритетных наших задач, поскольку она социально значима. У нас сформированы мониторинговые группы, которые отслеживают ситуацию по всей республике. В случае выявления фактов незаконного повышения цен, во-первых, наказываем мы сами, во-вторых, подключаем местные органы власти, чтобы другими путями решать эти вопросы.

Доступность цен на лекарства — важная составляющая социальной политики.
Фото Павла Богуша.

О ценах на лекарства

— Эта тема тоже в зоне нашего внимания. И отдельное поручение Главы государства. С нашей стороны был предпринят ряд мер, цены пошли вниз. Но, по нашему мнению, недостаточно. Кто-то снизил на 0,2 процента, кто-то — достаточно серьезно, кто-то вообще не снизил. Отчасти этому вопросу поможет постановление Совета Министров, которое принято, о недопущении повышения цен.

Я думаю, что скоро будут анонсированы и другие меры со стороны Совета Министров, а может быть, и Главы государства, которые будут гарантировать недопущение роста цен на лекарства. Особенно в нынешних условиях, когда аптеки, пользуясь ситуацией, фактически наживаются на наших гражданах. Президент отметил, конечно, что такого рода ситуаций у нас не может быть в принципе.

О необоснованном посредничестве

— К сожалению, это явление у нас присутствует. При этом в ряде случаев оно влияет на экономическую безопасность страны. Ведь что такое необоснованное посредничество? Это увеличение себестоимости продукта, выходящего на рынок. В итоге наш конечный продукт путем такого рода манипуляций может стать просто неконкурентоспособным. Примеров тому масса.
Только в прошлом году мы возбудили около 100 уголовных дел, которые касались посредничества в различных отраслях. Случаи бывают казусные. Например, посредник покупал товары в розничной сети Бреста, перепродавал — и они шли на бюджетную стройку с 230-процентной надбавкой.
Со стороны КГК с подключением иных контролирующих органов будут приняты серьезные шаги в этом направлении. В частности, с Главой государства обсуждены вопросы сферы сельского хозяйства, где под предлогом отсрочек/рассрочек приобретается товар у посредника — и к нему же в конечном итоге он приходит с ценой вдвое больше, чем на рынке. И все это ложится на себестоимость конечного товара, который продает наш сельхозпроизводитель. Меры будут приняты двоякого характера. С одной стороны, это контроль: незаконные схемы будут заканчиваться уголовными делами. С другой стороны, мы предложим ряд законодательных инициатив, которые должны будут положить конец этому явлению.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter