Раздяловичская закваска

Есть на Полесье места, где заканчиваются дороги...

Есть на Полесье места, где заканчиваются дороги. Бежит шоссе, вьется, минует большие села и маленькие деревушки, подходит к лесу, упирается в болото и... обрывается. Словно там, дальше, и жизни-то никакой нет. На окраине такой дороги, у кромки болот, раскинулась одна из самых отдаленных деревень Ганцевичского района - Раздяловичи.


Всем удивительны Раздяловичи, всем непохожи на остальные деревни этого края: и говором характерным, и кружевной резьбой наличников на окнах. Да и самими домами, сохранившимися здесь, - обитыми серыми досками, покрытыми старой дранкой, не раз политой дождями да выбеленной нежарким солнцем. Стоят хаты группками: то в одном месте у дороги собрались, то в другом - то ли желание чувствовать себя хуторянами это, то ли сознательный отказ раздяловцев делить с соседом забор да выгон, на котором почти у каждого дома пасутся кони. Кстати, такого количества лошадей в отдельно взятой деревне я не встречала нигде!


Рассказывают, что раньше место это называли Разжаловичами. То ли российским царем Петром I разжалованных солдат сюда ссылали, то ли тех, кто строил дорогу от деревни Хотыничи на Святицу. Так это или нет, но уже в конце XVII века у урочища Шуково на возвышениях среди болот прочно обосновались люди. Постепенно Разжаловичи стали Раздяловичами. А особый, неуемный дух, принесенный сюда непокорными предками, остался. Все здесь не так, как в других местах, все по-другому - наперекор...


- Вот как услышите фамилии Рабцевичи, Валуевичи, Варвашени да Киселевичи, знайте - это наши, - улыбается директор местного Дома культуры Людмила Рабцевич. - Да только по фамилиям у нас почти никого не зовут, все больше уличными "мянушками" кличут. Я вот пожизненно Люда Царева. Все потому, что свекра моего Царем звали. И не за гонор, а потому что мастеровитым он человеком был: умел и нож подточить, и велосипед отремонтировать. А раз все умел, значит - Царь!


Деревенская кличка-"мянушка" прилипает к человеку прочно, на всю оставшуюся жизнь, да так, что и настоящей фамилии порой не припомнить. Раздяловцы вообще на язык остры. К примеру, приезжих обозвали когда-то "наволочью" - от слова "приволоклись". Для того чтобы от приставки "наволочь" избавиться, надо в деревне не один десяток лет прожить да трудом своим доказать, что достоин носить гордое звание "раздяловец". Вышедшей когда-то сюда замуж Людмиле Рабцевич это хорошо известно. Впрочем, "наволочь" в долгу не остается, как, впрочем, и остальное население района, окрестившее жителей Раздяловичей "васьками". Говорят, очень уж в былые времена любили здесь это имя - каждый второй мужчина был Василием, а каждая вторая дама, соответственно, Васильевной.


Как бы то ни было, но сейчас в Раздяловичах лучшая в районе школа, уютный и светлый Дом культуры, больше похожий на дворец, шикарная библиотека. В ней - 820 читателей, больше половины жителей деревни. Самой старой и активной читательнице Татьяне Ивановне Шуляк - 88 лет. Сама она ходить в библиотеку уже не может, отправляет за книгами своего сына. За литературными новинками сюда приходят все 280 учеников местной школы, больше половины выпускников которой ежегодно поступает в вузы. И, уверена, без того самого непокорного духа предков здесь не обходится. Понятно ведь, знания знаниями, а упорство и стремление в достижении цели никому еще в жизни не помешали.


Еще одна достопримечательность Раздяловичей - народный коллектив "Завiца", что значит золовка. "Аутентичный!" - говорят с гордостью о нем сельчане. Известен он далеко за пределами Ганцевщины. В коллективе, и правда, - две сестры и пять золовок. И все, как и полагается истинным раздяловцам, носят фамилию Рабцевич. Самая боевая и веселая "завiца" - Софья Федоровна Рабцевич. И поет, и пляшет, и вышивает, и караваи печет. Ее так тут и зовут - каравайница...


В прошлом году этот коллектив побывал в польском Люблине на фестивале песни. Бабушек одарили громом аплодисментов и дипломом. Гостям фестиваля особенно понравился местный танец "Коза". Его, кстати, на колядки танцуют только здесь, в Раздяловичах: зовут свою полесскую "козочку", бьются рожками, бьются ножками... С "Козой" и уникальным репертуаром, сплошь состоящим из раздяловских песен, в саморучно вышитых костюмах да в лапотках, сплетенных заботливыми мужьями, бабушки объехали всю Брестчину.


Неспешно течет жизнь в деревне, словно время, запертое в непроходимых болотах, забыло, с какой именно скоростью должно идти. Неторопливо переходит улицу гусыня с выводком птенцов, у калитки одного из домов бабушки-золовки рассматривают местную газету, где в статье об агрогородке Раздяловичи упоминается и о них. Глядят с укором на проезжающие изредка машины аисты из гнезд: чего, мол, пыль на дороге взбивать?


Привыкшие к уединенной жизни раздяловцы и сейчас держат большие хозяйства с 2 - 3 коровами да парой лошадей. Ходят в лес по чернику и клюкву - в деревне работают несколько заготовителей. Еще лет 5 назад на местной улице можно было увидеть... вола. А сегодня в агрогородке - новые магазины, кафе, обустроенный комплексно-приемный пункт с цехом ремонта одежды и прачечной, почта, врачебная амбулатория. Четыре раза в день по той самой дороге, которая заканчивается в болоте, ездит автобус из райцентра. Кто сказал, что дорога в Раздяловичах заканчивается? Может, отсюда она начинается?


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter