Разбег на рубль

Чемпионат мира не дает скучать, он вынуждает жить в режиме нон–стоп, следя за очередными трансляциями из ЮАР...

Четыре дня чемпионата мира по футболу пролетели как мгновение. Еще свежа в мышечной памяти дрожь предвкушения, которая била перед матчем открытия, еще не стерся из памяти первый гол в исполнении бравого парня из сборной ЮАР по фамилии Чабалала, еще в глазах трагедия английского голкипера Роберта Грина. Однако все эти минуты славы и позора засыплет ворохом событий новый день. Чемпионат мира не дает скучать, он вынуждает жить в режиме нон–стоп, следя за очередными трансляциями из ЮАР.


Вчера в дело вступила еще парочка фаворитов: свои первые игры на турнире провели сборные Голландии и Италии. Что ждать от этих команд? Кто стал открытием первых дней чемпионата, а кто, наоборот, разочаровал? На эти и другие вопросы искали ответ обозреватели «СБ» Сергей Гордиенко и Сергей Канашиц.


1. Насколько фавориты оправдывают свой статус?


С.Канашиц: Ох, Марадона — это кипящий чайник, это зарождающийся торнадо, это разбуженный в берлоге медведь! Колоритный дядька, слов нет — знатный бородач! Даже несмотря на обилие в составе аргентинцев звезд первой величины с самим Месси, режиссеры трансляций все равно выводят на первый план тренера и смакуют его, как малыши леденец, аж слюнки текут. Сборная Аргентины — это театр одного актера. Первый матч произвел впечатление всеобщей анархии, карнавала, в котором каждый — главное лицо, где никто не таскает рояль, но каждый норовит на нем сыграть. Из–за этого возникает толчея у инструмента и стройной музыки не выходит. Да и слишком панибратские отношения, как показалось, в команде. Прямо так каждого своего игрока Марадона целует и хлопает по пятой точке, будто они вместе революцию на Кубе вершили, словно друзья не разлей вода. Если главный тренер приходит на тренировку с сигарой в зубах, то эта команда не выиграет чемпионат мира никогда, в этом я абсолютно уверен. Если только это не чемпионат мира по преферансу, конечно.


С.Гордиенко: С таким атаманом, как Марадона, не приходится тужить. Я вот узнал, что тренировки аргентинцев собирают народу не меньше, чем официальные матчи. А все почему? Диего Армандо и тут изобрел уникальное упражнение, которое призвано улучшить точность ударов, а заодно и поднять командный дух. Одну половину игроков Марадона рассеивает в штрафной лицом к воротам, а другую отводит подальше и приказывает бить. И не дай Бог кому–то попасть в голову Месси. Лионель, кстати, в матче с Нигерией запорол кучу моментов и явно был не похож на себя барселонского. Так что я бы пока тоже поостерегся предрекать аргентинцам легкую прогулку в финал.


Англичане, не без драматизма сыгравшие вничью с американцами, напротив, еще больше убедили в своем статусе фаворитов чемпионата. Фабио Капелло, наверное, передал своей команде итальянский опыт распределения сил по турнирной дистанции. По–нашему это звучит как «лучше долго запрягать, но быстро ехать». Итальянцы всегда начинают мировые чемпионаты ни шатко ни валко, но потом взрываются — то в образе Паоло Росси, то Фабио Гроссо. В связи с этим мне был крайне любопытен вчерашний матч Италия — Парагвай... А англичане могли себе позволить сыграть в шахматы с командой США, все–таки словенцы, как ни называй их образцом для подражания белорусам, и тем более алжирцы пока не дотягивают до статуса серьезных противников Руни, Джеррарду и их партнерам.


Из команд, которые принято причислять к фаворитам, пока больше всего порезвилась сборная Германии. Со дня, когда впервые посмотрел фильм «О чем говорят мужчины», в памяти засел образ хмурых немцев, выводящих всех и вся на чистую воду. А эти самые немцы (ну или четверо немцев, двое поляков, тунисец, турок, босниец, испанец и бразилец, одетые в форму сборной Германии) вышли и легко и задорно уделали австралийцев. Теперь проверку на веселых немцах пройдут хмурые сербы.


2. Надо ли запретить вувузелы?


С.Г.: Вообще–то, как представляется, несмотря на то, что председатель оргкомитета чемпионата Дэнни Джордаан заявил о том, что вопрос о запрете южноафриканских труб–вувузел поставлен ребром футболистами и тренерами, на самом деле главное — позиция телевизионщиков. И сопровождаемый просмотр каждого матча в ЮАР вопрос: «В каком ухе жужжит?» — не лучшая реклама телепродукту.


Однако я бы все–таки не спешил отказывать чемпионату в специфике. Вон в ФИФА так и не поняли причину низкой посещаемости матча Южная Корея — Греция и намереваются провести специальное расследование по поводу того, что на эту игру не пришли владельцы целых 8 тысяч билетов. ЮАР остается терра инкогнита, и лучше ее жителям не запрещать дудеть на стадионах.


С.К.: Это вопрос культуры: где–то едят соплеменников, а где–то предпочитают трюфели. В Африке — дудят, в Англии — поют, вот и почувствуйте разницу. Я когда смотрю на африканцев с дудками, вспоминаю Валерия Певницкого — нашего гандбольного тренера, который рассказывал о своем опыте работы в Анголе. То, что у него телефон на улице забрали, ладно — хорошо, не убили. Шокировал больше его рассказ, что племена тамошних аборигенов до сих пор питаются друг дружкой. Сидят ребята у костра день, два — есть нечего, а работать никто не хочет. Сидят и ждут. Кто первый уснул, того зажарили и съели. А тут дудки... Пусть дудят, для них это, как погремушка, заберешь — они автомат в руки возьмут, а это гораздо хуже. Тут вопрос не в вувузелах, а в том, что ФИФА надо бы тщательнее подходить к вопросу выбора страны для проведения чемпионата мира. Праздник должен оставаться праздником, а музыка — музыкой.


3. Может ли испортить чемпионат «вратарский» вопрос?


С.К.: Если исходить из постулата «вратарь — полкоманды», то англичанам на чемпионате делать нечего. Я всегда с особым пристрастием слежу за действиями вратарей, привычка с детства, когда сам очень любил стоять в воротах. И для меня, например, непонятно, почему страна с такой футбольной историей и с такими традициями не может воспитать достойного голкипера? У англичан всегда проблемы на последнем рубеже. Всегда. Питер Шилтон ведь до 40 лет играл не потому, что такой уж великий, а просто других не было. Дэвид Симен надежностью тоже никогда не отличался, а нынешнее племя... Это как в дворовой команде, знаешь, когда все любят забивать, попробуй в такой компании заставить кого–нибудь стать в ворота? Отряжают тех, кто наиболее слаб в поле, и дело с концом. Романтики. Но позиция голкипера может стать тем фактором, который помешает в итоге команде Капелло победить. С голым тылом не больно–то уютно.


С.Г.: Фаузи Шауши из Алжира ошибся похлеще британца Роберта Грина. Цена его ошибки — поражение команды, однако в стане африканской сборной вопреки тамошним нравам не спешат бросать в него камни. Главный тренер алжирцев называет Шауши лучшим голкипером страны и обещает выставить его на следующий матч, который его команда проведет против англичан. Это интересно. И пока вы размышляете о перспективах грядущей битвы вратарей–неудачников, я позволю себе процитировать слова полузащитника немецкого «Вольфсбурга» и сборной Алжира Карима Зиани, который стал еще одним хулителем официального мяча чемпионата мира: «Играть таким мячом на чемпионате мира нельзя, это не мяч, а ужас какой–то. Ты пытаешься его принять, а он вдруг уходит в другую сторону. Посмотрите на игру нападающих на старте турнира. Никто не может ни нормально ударить, ни обыграть. Мяч постоянно меняет направление, прыгая в разные стороны». Интересно, кому еще из футболистов помешает мяч?


4. Где прячутся бомбардиры?


С.Г.: Асамоа Гьян из сборной Ганы снял проклятие, которое кто–то из южноафриканских колдунов наложил на нападающих. А как еще прикажете думать, если первые 8 голов на чемпионате мира были забиты не форвардами. Чабалала — классный парень с классной фамилией, но он не нападающий. Маркес — защитник. Джеррард, Чжи Сун Пак, Корен, Хайнце — до гола с пенальти в ворота сербов мячи на свой счет записывали только защитники и полузащитники. Более того, два последних мяча на прошлом чемпионате мира также отправили в сетку не нападающие — сейчас об этом любопытно вспомнить хотя бы потому, что тогда забили славные парни Зидан и Матерацци.


И все–таки форварды в ЮАР не прячутся. Просто им не везет с мячом, с опекой, с ветром. Да и не все бомбардиры еще выходили на поле. Предлагаю дождаться хотя бы окончания первого тура во всех группах и только потом делать выводы.


С.К.: Может, и выпрыгнет из табакерки какой–нибудь очередной Сальваторе Скилаччи, кто знает. Но мне кажется, что новых громких имен не появится, а лучшим бомбардиром станет Лукаш Подольски. У немцев вообще нападение, пожалуй, самое сильное на чемпионате: тут и Клозе, и Мюллер, Какау и Гомес... Кстати, все 4 мяча в ворота австралийцев забили нападающие. Сборная Германии вообще на этом чемпионате кажется очень сбалансированной, крепко сбитой, команда, которую с ног не свалишь. Кто еще произведет такое мощное впечатление? Посмотрим. Впереди много интересного. Ведь мы еще не видели в деле бразильцев, испанцев, португальцев...


5. Как повлияла на результаты работа судей?


С.К.: Без судейских скандалов обойтись не удастся, чемпионат мира без них, как суп без соли. Но пока, на мой взгляд, судьи работают четко. По большому счету, и забот–то на их долю выпадает не шибко много, моментов сродни «божьей руки Марадоны» или уловки Анри пока не было. Что же касается удалений алжирца Геззаля и серба Луковича, то им, кроме себя, в этом винить некого. Да и не сказал бы, что уход с поля этих ребят уж прямо так и предопределил поражение их команд. Нет, победили равные среди равных, вопрос удачи — не более. Судьи вообще пока большей частью незаметны, а это — лучшая оценка их работы.


С.Г.: Судьи в ЮАР неуловимо похожи. Их как будто вырастили в секретной лаборатории ФИФА, чтобы и морально были устойчивы, и физически были готовы не хуже Усэйна Болта, и ни в коем случае не стеснялись в средствах наведения порядка. За три дня арбитры четыре раза доставали из карманов «красный картон», и ведь и вправду ни в одном из этих случаев никак не скажешь о несправедливости наказаний. Самое удивительное во всем этом, что семь из восьми первых игр обслуживали наиболее экзотичные из приглашенных в Южную Африку бригад — от узбекской до гватемальской, в прежние годы именно этих судей зачастую называли «клоунами со свистком». А теперь их работу следует назвать примером для некоторых европейцев. Кстати, дописываю эту мысль под первые свистки французского арбитра Стефана Ланнуа, который вывел на поле сборные Голландии и Дании. Игра европейцев началась очень бодро, и тут уж пора точно заканчивать с писаниной — надо смотреть!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter