Расти большой

Для более чем 90 тысяч первоклашек началась — правда, с опозданием, — вторая четверть...

Для более чем 90 тысяч первоклашек началась — правда, с опозданием, — вторая четверть. Они только привыкают к школе, только учатся воспринимать ее правила, а тут еще эпидемия, спешные прививки. Вчера ребенок еще чувствовал себя центром вселенной. А сегодня приходится сталкиваться с дюжиной таких «центров» и вдобавок со взрослым незнакомым человеком, который почему–то заставляет сидеть прямо и не разрешает доставать игрушки на уроках. Нагрузка, которую испытывает первоклассник в эти первые несколько месяцев (да что там, целый первый год!), огромна. Как же сегодня помочь малышам?


«Этот случай произошел еще в ту пору, когда я работала школьным психологом, — рассказывает заведующая кафедрой педагогической психологии Института развития образования психолог Лидия Орлова. — Однажды ко мне подошла мама одного ученика. Я сказала: «Какой у вас замечательный сын!» В ответ она... расплакалась. Оказалось, до этого ей приходилось слышать лишь негатив в адрес своего ребенка. А ведь мальчик действительно интересный — любит размышлять, отстаивать свою точку зрения, подвергать сомнению некоторые правила. Да, такие качества могут быть неуместными на уроке математики, но школа — это не только цифры и буквы. В первую очередь школа должна учить постигать законы жизни, адаптироваться в мире людей и правил, которые усвоить совсем непросто. Поэтому я всегда буду повторять: воспринимайте детей безусловно, оценивайте поступки ребенка, но не делайте акцент на его личности. Не может решить задачку — значит, есть проблема с математикой, но это совсем не значит, что малыш хуже своих сверстников!»


В адаптации ребенка к школе есть свои подводные камни. Например, страх. Может ли полноценно развиваться ребенок, который боится? Представьте такую ситуацию. Дошкольник капризничает, не слушается родителей. Как часто взрослые пугают его строгими учителями, которые «не будут нянчиться, а будут наказывать», при этом одноклассники непременно «станут смеяться и не захотят дружить»! Фраза брошена и забыта, а у малыша, который живет чувствами и эмоциями, прочно засела в голове картинка наказания и публичного унижения. Когда он приходит в школу, то при первой же неудаче бросается в панику. Страх может быть вызван и учителем. Есть такое явление, как дедактогения, — это когда из–за недостаточной тактичности учителя возникают школьные неврозы. Многие педагоги, допустим, теряются, когда на переменках малыши их обступают со всех сторон и пытаются хоть на минуточку прижаться. Это абсолютно нормально и объяснимо с точки зрения медицины и психологии — дети ведь воспринимают окружающий мир на основе прикосновений. Учитель для ребенка — своего рода третий родитель, прикосновение же — своеобразное подтверждение, что нужный тебе человек рядом.


Какие же методы борьбы со страхом предлагают современные психология и педагогика? «Начните с метода вербализации, — советует Лидия Орлова. — Другими словами, с детьми надо говорить. Любую проблему проговаривайте вслух, попытайтесь свести все к иронии (но не насмешке над ребенком), переключите внимание на что–то позитивное, что вызовет у малыша приятные воспоминания. Страхи таятся в нашем подсознании, а когда выходят наружу, удивляют нас своей незначительностью».


Методист отдела начального образования Института развития образования Наталья Лагун подчеркивает: «Самым хорошим примером для ребенка являются его родители. Ваш ребенок не хочет рано вставать? Что ж, придется подниматься вместе с ним. Не хочет чистить зубы? Попробуйте чистить вместе. Вместе завтракайте, вместе ужинайте, вместе готовьте домашние задания. Но не нужно делать за него работу! Дайте образец. Затем проконтролируйте. Пусть он поймет, что существует некий контроль. И самое главное — привить ему желание учиться, чтобы он с первого класса не воспринимал уроки как наказание. Это нелегко, но, наверное, лучший совет родителям всех первоклашек — просто живите интересами ребенка!»


Гимнастика для первоклассника


1. Ванька–встанька


Ребенок становится на колени, выпрямляет спину, напрягает пресс. Не сутулясь, медленно наклоняется назад и возвращается в исходное положение. Так укрепляются пресс, поясница, ноги.


2. Отжимания


Чтобы укрепить спину, грудь и плечи, нужно регулярно отжиматься от поверхности рабочего стола с ровной спиной, слегка касаясь грудью столешницы.


3. «Калачик»


Ребенок ложится на живот, руки вытянуты в стороны ладонями вниз. Не отрывая их от пола, пусть попытается скрутить корпус влево и дотянуться правой ногой до левого колена. А затем повторить то же в другую сторону. Таким образом укрепляется поясница, развивается гибкость.


4. «Велосипед»


Всем известное упражнение, только делать его из положения лежа на спине нужно правильно: руки должны быть сцеплены за головой, а ноги при круговых движениях — до конца распрямляться. Итог: хороший пресс.


Подготовила Вита ХАНАТАЕВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter