В поисках утраченного: праздник со слезами на глазах

Растерзанная, но непокоренная

Мы часто говорим: 9 Мая — праздник со слезами на глазах. В этих словах и суть, и образ всего того, что происходило 73 года назад. Да, было много слез. Ведь более трех лет на белорусской земле шли бои Великой Отечественной войны. Сначала ожесточенное оборонительное сопротивление наступающему врагу — вспомним Могилев. Затем развернулось партизанское движение. Потом настал черед масштабных армейских сражений и стратегических военных операций («Багратион»), завершившихся освобождением. Более чем какая–нибудь другая страна Европы Беларусь пострадала от нацистского оккупационного террора. Неудивительно, что последствия всего этого оказались ужасающи. Минск, Гомель разрушены на 80 — 90 процентов. Гродно фашисты планировали при отступлении взорвать полностью. Город спасли саперы 1–й гвардейской Могилевской отдельной инженерно–штурмовой бригады. Они вошли в Гродно 16 июля 1944 года среди первых и сразу же приступили к разминированию зданий. В полном смысле мертвыми выглядели Витебск, Полоцк, казалось, жизнь в них уже никогда не возродится. В Витебске к концу войны сохранились лишь 7 процентов жилого фонда и немногим более сотни жителей. Из довоенных почти 180 тысяч человек! Старинный Полоцк советские войска освободили 4 июля 1944 года. Пред их глазами открылись сплошные развалины, в городе не осталось ни одного уцелевшего дома. Тем не менее мужество и сила духа народа позволили не только победить в страшной схватке с нацизмом, но и поднять из руин города, восстановить на еще дымящихся пепелищах деревни и поселки, превратить недавние поля сражений в мирные нивы.

Витебск

С начала 1944 года на освобожденных от вражеской оккупации территориях Беларуси приступила к работе специально созданная Чрезвычайная государственная комиссия, в компетенцию которой входило расследование злодеяний гитлеровских оккупантов и определение размеров ущерба, причиненного в войне. И вскоре прозвучали цифры: прямой материальный ущерб, нанесенный Беларуси оккупацией, исчислялся в 75 миллиардов рублей в ценах 1941 года, что в 35 раз превышало бюджет БССР 1940 года. На белорусской земле захватчики сожгли, разрушили и разграбили 209 из 270 городов и районных центров, более 9 тысяч деревень.

Минск. Руины гостиницы «Европа»

Гродно

По данным, которые приводит Национальный архив Беларуси, общие потери промышленности составили 6.225 миллионов рублей (в ценах 1941 года). Белорусская промышленность и энергетика оказались отброшены на уровень 1913 года! Оккупанты сожгли и разрушили 100.465 производственных зданий, уничтожили и вывезли в Германию 10.338 промышленных предприятий, включая все крупные электростанции, а это 85 процентов их довоенного количества. Ущерб сельскому хозяйству составил почти 22.472 миллиона рублей: разграблено и уничтожено 10 тысяч колхозов, 92 совхоза, 316 машинно–тракторных станций.

Могилев. Разрушенный собор

Не гнушались захватчики уничтожать и расхищать наши культурные ценности. В Германию вывозились сотни произведений искусства, хранившихся в Государственной картинной галерее БССР: работы И.Айвазовского, К.Брюллова, В.Бялыницкого–Бирули, М.Врубеля, И.Левитана, И.Репина, В.Сурикова. Даже Микеланджело, К.Растрелли. Вернулась назад лишь небольшая часть коллекции. До сих пор неизвестна судьба легендарного национального символа — Креста преподобной Евфросинии Полоцкой. Поиски ведутся по сей день, но... Утеряна коллекция уникальных слуцких поясов, и сегодня нам приходится «одалживать»  эти раритеты в музеях других стран для экспонирования у себя.

Брестская крепость

Молодечно

Если нацисты разжигали костры из книг на площадях немецких городов, то на оккупированных территориях их дикость и варварство приобретали вовсе катастрофические масштабы. В 1941 году в фондах Государственной библиотеки БССР имени Ленина насчитывалось 2 миллиона томов. За период гитлеровской оккупации более полутора миллионов из них были утрачены — это редкие и старопечатные издания, рукописи. Была разорена Белорусская академия наук.

Орша

Рогачев. Разрушенный завод

Но самое страшное — гибель людей. Миллионов жителей Беларуси. Вот удар, последствия которого страна ощущает и сегодня. В марте нынешнего года исполнилось 75 лет трагедии в Хатыни, сожженной нацистами вместе с жителями. А сколько у нее было таких же трагических сестер! На территории Беларуси действовало около 250 лагерей советских военнопленных и 350 мест принудительного содержания населения. Только под Минском, в одном из крупнейших лагерей смерти — Тростенце, погибли более 206 тысяч человек. Почти в двух сотнях населенных пунктов нацисты создали еврейские гетто. Уцелели очень немногие их узники. Сотни тысяч невольников вывозились на принудительные работы в Германию, в том числе дети. Поэтому сегодня мы говорим уже о каждом третьем погибшем в Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Не исключено, что на самом деле эта трагическая цифра еще больше. Годы идут, а боль тех испытаний остается в душах новых поколений белорусского народа.

Полоцк. Разрушенная синагога

Давайте еще раз всмотримся в сегодняшние фотоснимки. Минск — руины, Могилев — руины, Орша — руины, Рогачев — руины, Молодечно — руины... Повсюду — руины. Столько утрачено! Но, как птица Феникс, Беларусь восстала из этого кошмара. И в том подвиг наших дедов и прадедов.

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter