Субботние "прямые линии" заставили управленцев по-новому взглянуть на проблемы людей

Расстановка акцентов и смыслов

Позади первые месяцы работы местных органов власти в формате субботних «прямых линий» в областных центрах и районах. Счет на сотни обращений и тысячи звонков. Разрешенных проблем, сиюминутных и тянувшихся годами, тоже на впечатляющий счет. Но не только это теперь видится итогом первого этапа пройденного пути. Пожалуй, самое главное — наметившиеся перемены в работе с людьми на местах. Важное смещение акцентов: не только быть в курсе проблемы, но сделать максимум, чтобы ее разрешить.

«Прямые линии», как известно, были и раньше. Обращения на них и без них тоже были. Будут и впредь. Тем более сейчас, когда президентским указом внесены изменения и дополнения в известную Директиву о дебюрократизации. Проведение «прямых линий» отныне норма работы для руководителей органов госуправления, в том числе на местном уровне. И по количеству звонков граждан по субботам можно отчасти судить об эффективности управленческих решений. Телефон перегревается — резонно спросить с руководителя за пробелы в работе. Но и полное отсутствие звонков — повод уже для других размышлений. Не обращаются люди к власти, может, не верят в результат?

Но вот какая штука. Если житейская проблема, с которой прежде стучал ходок в двери кабинетов, была сравнительно проста и незатейлива, то и решалась она оперативно, в отведенные законодательством сроки. А вот если дело сложное, хуже того — затянутое во времени, прошедшее многие инстанции, в каких–то моментах выходящее за рамки инструкций... Тогда пиши пропало: высокий риск пробуксовки, нагромождения ничего не значащих ответов, сотрясания воздуха вместо реальных действий. По сути, терялось главное: власть на месте для того и власть, чтобы решать вопросы всякой сложности, а не разводить руками — мол, не хватает ресурса и полномочий, ощущаем дефицит средств и возможностей.

Как–то на одну из «прямых линий» в Гомельский облисполком позвонил житель райцентра. Искренне сокрушался: мол, отправляю обращение в райисполком, задаю конкретные вопросы, а мне, будто под копирку, пишут в ответ одно и то же, нечто отвлеченное, никак не связанное с моей проблемой. И ведь не только этот человек говорил о таком формате общения «местная власть — гражданин». Увы, классика бумаготворчества: не вчитываться, не вникать, не доходить до сути. Самоцель — ответ в срок. А уже качество его исполнения и результативность на выходе — другая тема. Хотя за повторность обращения, понятно, управленца не поощряют и за круги по инстанциям тоже... Разумеется, не обо всех речь. Не всегда так и далеко не везде. Однако гораздо чаще, чем возможно и позволительно.

Теперь же понятно, субботние «прямые линии» оказались вроде хорошей встряски, которая помогла разобраться с приоритетами. Если человек пришел к государственному служащему, то должна последовать помощь — любая: информационная, консультативная, управленческая. Не факт, что заявитель останется доволен (ведь всегда хочется так, как хочется, даже несмотря на законы и нормы). Однако святая задача человека при должности — предложить все варианты и приложить свои усилия для того, чтобы нужные перемены последовали. Потому что он не статист, он — работник, располагающий влиятельным административным ресурсом.

В Гомельском облисполкоме, например, для оценки эффективности субботней работы подвели итоги первого этапа «прямых линий». За три месяца поступило более 400 обращений, из них немало с давней историей. Каждое шестое разрешили положительно. Где–то починили дорогу, где–то установили остановочный павильон, где–то определили место для пастбища, а где–то развязали тяжелый жилищный спор и квартирную проблему...

Сняли болевые точки, сделав жизнь одного человека, микрорайона или целой деревни на несколько пунктов лучше и проще. И точно знаю, почему нынче это получилось, хотя порой не получалось годами. Потому что доходили до сути и делали все, чтобы сделать.

Как сказал мне управленец во время работы «прямой линии» в одном из райисполкомов: теперь это вопрос чести — отреагировать на просьбу человека так, чтобы в следующую субботу у него не появилось желания звонить по тому же поводу в облисполком. Да и личное дело чести вроде как тоже. Если ты работал на «прямой линии» и оказался беспомощен, спрашивается: какая твоя управленческая сила и авторитет?.. Тоже вполне мотив для руководства к действию. Главное, чтобы действия следовали. А ныне расставленные акценты прочно закреплялись в сознании управленцев.

dralukk73@mail.ru

Советская Белоруссия № 88 (24718). Среда, 13 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter