Обман в рекламе. Обман покупателей

Пыль в глаза за ваши деньги

Цель любого бизнеса — прибыль...

Цель любого бизнеса — прибыль. И это похвально, если предпринимателю удалось создать востребованные товар, услугу, ноу–хау. Ведь на рынке всего столько — глаза разбегаются. Конкуренция нешуточная. Вот, например, кто бы заметил новый освежитель полости рта, появись он где–то среди десятков других в магазине или на рынке? Да еще без громкой торговой марки, производства неизвестной частной фирмы, зарегистрированной в агрогородке Минского района. Гиблый номер? Оказывается, все можно продать и для этого имеются беспроигрышные технологии. Скажем, массированная реклама на ТВ, которая изо дня в день десятки раз, прерывая любимый сериал или итоговые новости, будет убеждать аудиторию в том, что спрей — чудодейственный. Логика проста: еще со времен СССР наши граждане привыкли доверять каждому слову в эфире. И далеко не всегда недобросовестного рекламодателя оперативно удается поймать за руку. 8 процентов рекламных объявлений, расследованием по которым занимался по долгу службы Минторг, оказались недостоверными. И порой предприимчивость некоторых бизнесменов не знает границ дозволенного...


Проверяй, не доверяй


Помните, где–то с осени прошлого года по всем телеканалам триумфально шагала реклама любопытных товаров? Один ролик вкрадчиво навязывал спрей «Похудей», другой обещал чудодейственное избавление от никотиновой зависимости. А по весне они исчезли. Но не потому, что закончился рекламный бюджет...


Владимир Московченко, давний друг «СБ», частенько обращает внимание в своих заметках на всякого рода недостатки. Многие удается исправить. И вот очередное письмо. В конце прошлого года Владимир Иванович, курильщик с большим стажем, наслушавшись той самой рекламы, купил спрей «Хмель+имбирь». «Один раз прыснул средство в рот, — вспоминает сейчас, — и той же ночью «скорая» увезла меня в больницу с обширным инфарктом. Я понимаю, что доказать причинно–следственную связь этих двух событий нереально, но... А курить я действительно бросил. После инфаркта. По настоянию врачей».


Заказчик роликов о том, как бросить курить и похудеть, — одна и та же компания. Но что знает о лечебных свойствах спреев Минздрав? «Реклама товара, маркируемого обозначениями «Спрей «Конец курению» и «Освежитель полости рта «Хмель+имбирь», в установленном законодательством порядке не согласовывалась», — коротко ответил на письмо Владимира Московченко заместитель министра здравоохранения — главный государственный санитарный врач страны Игорь Гаевский. Министерство торговли тут же признало рекламу ненадлежащей. Компании–производителю вынесено предписание: крутить ролики прекратить! Но вот что дальше?


Владимир Московченко в суд не пойдет. В этом нет смысла. Как доказать, что причиной ухудшения состояния его здоровья стал спрей? Хотя пенсионер утверждает, что все запахи теперь воспринимает по–другому. И сено для него больше не пахнет сеном. Максимум, что грозит нарушителю закона о рекламе, — административный штраф от 2 до 5 миллионов рублей. Хотя товар продавали, наделив его недоказанными терапевтическими свойствами. Это еще хуже, чем если бы вам на площади несколько месяцев сбывали пылесосы, которые не пылесосят. Думаю, было бы несдобровать такому продавцу от разъяренных покупателей. А тут, как мне сообщили в Министерстве торговли, производитель спреев сможет... крутить рекламные ролики и впредь. Если уберет в них безапелляционные заявления о положительном эффекте. А что до рекламораспространителя, то проверять достоверность рекламы — это его право, но не обязанность. Хотя, на мой взгляд, случай вопиющий.


И все же, что за спрей купил Владимир Московченко? По сведениям производителя, продукция прошла испытания на безопасность в Беларуси, России и Украине. Имеются: свидетельство о государственной регистрации Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья; декларация о соответствии, выданная Госстандартом, и протоколы испытаний. Спрей для полости рта проверили на наличие токсичных элементов, по физико–химическим и микробиологическим показателям. А также испытали его воздействие на кроликах и на коже волонтеров. Вывод — не отрава. И только.


Продавцы времени


Еще одна ситуация. Не так давно в одной бесплатно распространяемой газете появилось объявление следующего содержания: «ТРЕБУЮТСЯ. Студенты, пенсионеры, безработные. Работа на дому, постоянная, временная, подработка». И телефон. Инвалид II группы Иван Ходько из поселка Лесной Минского района решил подзаработать, позвонил и услышал голос автоответчика: «Тариф за минуту 99 тысяч рублей, время разговора не ограничено. Ждите». Особо не вникнув в содержание произнесенного текста и не дождавшись ответа, пенсионер положил трубку. Набрал номер еще два раза. С тем же результатом. Постарался забыть о странном инциденте. Однако вскоре счет за телефон на 297 тысяч рублей «освежил» память. И не ему одному. С десяток жалоб, причем не только из Минска и Минского района, поступило в «Белтелеком» и Минторг. Стали разбираться.


Оказалось, индивидуальный предприниматель заключил договор с «Белтелекомом» на организацию доступа к своей справочно–информационной службе, тариф за услуги которой ничем не ограничен и не регулируется. Единственное требование: в течение 9 секунд автоответчик должен предупредить звонящего о стоимости минуты разговора. Еще 3 секунды у абонента есть на то, чтобы успеть положить трубку. Эти 12 секунд — бесплатные. А затем включается счетчик. Однако что за текст будет произносить металлический голос, тихо или громко, быстро или медленно — это не отрегулируешь. Пенсионер может не расслышать, не понять или не придать значения. Кроме того, качество услуги вызвало серьезные нарекания у заместителя начальника отдела защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга Ольги Кравцовой: «Звонившему просто перечислялись имеющиеся вакансии. То есть юристу могли предложить работу грузчика, слесаря или сварщика. Реклама признана ненадлежащей, и всем обратившимся вернули деньги. А операторам стационарной и мобильной связи напомнили о неукоснительном соблюдении пункта 6 правил оказания услуг электросвязи, согласно которому они не имеют права прекратить оказание своих услуг абоненту в случае неоплаты им услуг сторонних организаций».


Кстати, подобного рода выкрутасы перекочевали и в интернет. Например, вам предлагают отправить sms на короткий номер мобильного оператора. Допустим, чтобы «скачать» инструкцию к сложной бытовой технике. Вы думаете, что sms стоит 350 рублей, а в этом случае она в 100 раз дороже. Потому что не только «Белтелеком», но и операторы сотовой связи заключают договоры на организацию доступа к справочно–информационной службе любого заказчика. Тарифы здесь не ограничены. Так что мой вам совет: будьте бдительны. В объявлении нет данных об исполнителе услуг и их цене — не звоните! Предприниматели, которые хотят вас элементарно облапошить, придумывают самые разные уловки и все новые схемы. Неприятно, но факт.

 

Советская Белоруссия №96 (24233). Среда, 29 мая 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter