Семейная история: из деревни в город и снова в свой дом

Пятеро у бабушки и прабабушки, трое у нас

Традиционные ценности: семейственность, рождение детей, мир, забота о родителях — передаются белорусами из поколения в поколение. Каждая из них имеет глубокие корни, исток их — в белорусской деревне. Будет жить она — будет жить страна. В том числе поэтому привлечению в агрогородки и деревни молодежи, развитию там инфраструктуры уделяется серьезное внимание на самом высоком государственном уровне. В рубрике «Моя семья — моя страна» рассказываем о больших и крепких семьях, листаем их фотоальбомы и отслеживаем, как менялись наши деревушки, уклад жизни и быт, какие обычаи сохранялись. История моей семьи тесно связана с селом, даже став горожанами, мы не забыли традиции предков.

Семья Яско: внуки Алексей, Ярослав, невестка Людмила, мать Лидия Петровна, сын Федор, внуки Алена и Сергей, невестка Людмила, сын Леонид, внучка Анастасия, сын Петр, внуки Дмитрий и Игорь, невестка Галина, дочь Ольга, внуки Вадим и Владимир, невестка Мария.
 
Место моего рождения — Новополоцк. Один из самых молодых городов страны в этом году отметил 65 лет. Поначалу говорили: он пришел на смену деревне, частный сектор не нужен — только многоэтажки. И в наши дни продолжает расти, но — улицами с современными коттеджами. Не исчезли навсегда и деревни, которые ему предшествовали. А их было около 30!

Мои родители приехали в Новополоцк более 50 лет назад и по праву могут считаться старожилами. В 1971-м будущему Полоцкому государственному университету имени Е. Полоцкой нужны были сотрудники. И все же связь с деревней не теряли.

Предки моего отца Федора Филипповича жили в деревнях Поддубье и Лутище Лепельского района, примерно в 80 километрах от того места, где вырос Новополоцк. По воспоминаниям папы, уже с пятого класса дети участвовали в сельхозработах. На фотографии из семейного альбома он, старшеклассник, едет на картошку.

— Обычно работал в колхозе «Новы будаўнік». Окучивали картошку, свозили сено, — вспоминает он. — Это считалось традицией.

Позже отец поступил на математический факультет в БГУ. Его старшая сестра Ольга и брат Петр (с папой двойняшки) к тому времени переехали в Полоцкий район. 

На семейной фотографии, которую мы бережно храним, — дом в деревне Азино Полоцкого района. Именно в него поближе к детям перебрались в 1967-м мой дед Филипп Яско (ветеран войны, награжденный тремя медалями «За боевые заслуги») с бабушкой Лидией. На этой фотографии три поколения одной семьи: дети, их жены и мужья, а также внуки моих бабушки и дедушки. И я — в кульке из одеяла, что позволяет датировать фотокарточку 1985 годом.

Бабушка Лидия Петровна родила пятерых детей, мой отец Федор — самый младший. У прабабушки Анны, матери бабушки, также было пятеро. В нашей семье трое, у меня два брата. На фотографии они вместе с мамой и папой стоят рядом с бабушкой в левой части кадра. Никто еще не знает, что отец со временем станет начальником учебно-методического отдела с обязанностями проректора по учебной работе Полоцкого госуниверситета. Самый старший внук в семье, Вадим Анатольевич, будет батюшкой с окладистой бородой (и двумя дипломами вузов). Мои братья, тогда подростки, также спустя время получат по два диплома о высшем образовании. Причем у каждого из них первое — строительное. Вот они какие, деревенские хлопцы…

В Новополоцке моя семья жила на улице Молодежной. По сути, это его визитная карточка. Кстати, в документах Музея истории и культуры города Новополоцка указывается, что такое название она получила не сразу, а только в марте 1960-го: так переименовали Зеленую... Довольно часто отец садился на велосипед и ехал к родителям в Азино помогать по хозяйству. Ведь всю скотину, в том числе корову, они перевезли на новое место жительства. Мне с детства особенно памятен дедов сад с ароматными, нет, не антоновскими, а ананасными яблоками.

Экспонаты Музея истории и культуры города Новополоцка.

— Родители и подумать не могли сменить деревню на город, — вспоминает отец. — А в новополоцком доме, где мы жили, обосновались сельчане из окрестных деревень. Большинство воспринимали такие перемены с энтузиазмом, почти как в фильме «Белые росы». 
Приметы того, что когда-то на месте парков и охранной зоны новополоцких предприятий были подворья, сохранились и сейчас. Яблони в парках весной цветом напоминают об этом горожанам. 
Старший научный сотрудник Музея истории и культуры города Новополоцка Елена Степченко указывает на карте, где именно находились деревни, на месте которых позже выросли промзона и сам нефтеград. 

Елена Степченко.

— Все начиналось с деревни Слобода, она была примерно там, где сейчас памятник «Первая палатка», — поясняет собеседница. — Скорее всего, ее дома и запечатлел Александр Васечко, фотокорреспондент газеты «Знамя новостройки» в 1959 году. Обратите внимание: на окнах не видно занавесок, вероятно, строения уже идут под снос. На заднем плане первые многоэтажные здания. Сегодня неподалеку улица Слободская. 

Сельские хаты были деревянные, в основном крытые соломой.

1959 г. Деревня Слобода и первые дома Новополоцка.
 
— В Василевцах насчитывалось 8 жилых зданий, Серодоме — 17, Плаксах — 15, Слободе — 23. Деревни, судя по письменным источникам, входили в колхоз «Чырвоная зорка», — отмечает собеседница.

Эти деревушки до возведения города связывало даже не шоссе, а грунтовая дорога, которая в ненастное время года становилась непроходимой. Между прочим, хоть несколько палаток для служебных целей и поставили, но большинство строителей жили у сельчан. С июля по октябрь 1958-го у «частных граждан» арендовали жилую площадь для размещения 840 человек. 

В музее хранится интересный документ — написанный от руки список деревень, включенных в городскую черту. Прошлись по нему: а сохранились ли какие-нибудь из них? Шнитки стали дачным поселком, в Подкостельцах и Экимани есть частные дома. Большинство других оказались мне незнакомы. Кстати, новые микрорайоны в Новополоцке местные называют на деревенский манер — «хутор». 


Напоследок хочется сказать: снос старых хат с соломенными крышами вовсе не означал, что деревня свое отжила. Видно это даже на примере нашей семьи: имея городское жилье, отец все равно построил добротный дом в деревне. Там же сейчас и его старший сын, мой брат, возводит свой. Тяга к жизни на родной земле берет свое и в каменных джунглях. И у новополочан в черте города, и в пригородных деревнях как грибы после дождя растут современные коттеджи с участками.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ

До войны центром местного колхоза считалась деревня Бононь. В музее хранится копия из книги «Список населенных мест Витебской губернии» (под редакцией А. П. Сапунова), где указывается, что в 1906 году в Бононской волости Полоцкого уезда было 130 местечек, деревень, фольварков, застенков и хуторов. А еще в музее детям показывают предметы сельского быта конца XIX — начала XX века и вещи первостроителей поселка Полоцкий (будущий Новополоцк): шкафы, этажерки, замки на лошадей.

yasko@sb.by

Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА, из Музея истории и культуры города Новополоцка и семейного архива автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter