Театры все активнее ищут новые формы работы со зрителем

Пройдемте за кулисы!

Современному зрителю мало качественного зрелища, он тоже хочет со своей стороны пробить пресловутую четвертую стену и оказаться внутри театрального процесса, понять механизмы, которые приводят в движение театральное чудо. «Нужны новые формы!» — говорил Треплев в пьесе «Чайка». «Нужные новые формы работы со зрителем», — уточним мы. И ничто так не волнует публику, как возможность заглянуть за кулисы, приобщиться к тайне творчества, к деталям и нюансам театральной жизни. Маркетологи ломают голову, чем бы таким удивить, как привлечь простых зевак и тонких ценителей в свои пенаты… И находят, черти, каждый раз находят что-нибудь новенькое.



Так, Купаловский театр в выходные устроил пикник по поводу своего 100-летия, экскурсии по закулисью пользовались во время праздника огромной популярностью. Наверное, в глубине души мы надеемся, что священная пыльца кулис, которая вдруг попадет нам на макушку, сделает нас талантливее, более чуткими к тайнам бытия, обострит наше внутреннее зрение. Всегда готов распахнуть свои респектабельные двери Большой театр Беларуси, чтобы показать свою напряженную внутреннюю жизнь и снова заставить восхищаться. (Иногда зрителя сегодня просто усаживают на сцену на отдельных спектаклях, чтобы он почувствовал себя в центре магической театральной вселенной, и это происходит все чаще.) Чтобы попасть в кабинет Георгия Товстоногова в БДТ Санкт-Петербурга в рамках проекта «Эпоха Просвещения», желающие должны приобретать билеты за несколько месяцев вперед, также вас готовы познакомить с тонкостями работы гримеров, костюмеров и бутафоров прославленного театра… Внутренняя жизнь почему-то оказывается для публики чуть ли не интереснее самих спектаклей. Наверное, потому что слишком долго театры оставались закрытыми институтами. Мы довольствовались только обрывками информации, заглянуть в глубины производственного процесса могли только избранные счастливчики. Что-то можно было изучить по мемуарам, статьям, записям и телепередачам. Теперь все хотят видеть воочию, из каких конкретно лоскутков соткано театральное полотно, жаждут его пощупать. 
Театры вынуждены искать новые формы популяризации своей деятельности. Сегодня зрителям интересны не только спектакли, но и закулисная жизнь театральных коллективов.
Конечно, в некотором смысле такие путешествия лишают театры романтического ореола. Они могут натолкнуть на мысль, что театральные мастерские и гримерные — это часть большого производственного процесса, где все меньше остается места чуду, тайне и вдохновению… Согласитесь, спектакль, который смотришь из-за кулис, и спектакль, который смотришь из зала, — это два разных представления. Наверное, по-другому будешь воспринимать постановку и после закулисных путешествий. На тебя неумолимо будет давить весь груз полученных знаний. Но современный театр вынужден открывать свои залы, сокращать незримую дистанцию, отряхивать с себя вековую пыль, чтобы быть в тренде. Не только премьеры как конечный результат интересуют публику, но и то, как они создаются, и кто их создает. Она желает убедиться, что театр-дом, каким является любой большой коллектив, скроен ладно и на века. Некие законы этого театра-дома мы подсознательно хотим перенести в нашу повседневную жизнь, чтобы в ней тоже присутствовали уют и стабильность, минуты покоя и тишины, вспышки энергии и вдохновения. Момент познания закулисной тайны, оказывается, тоже может быть уникальным человеческим опытом.



Пусть загрустят старожилы и ретрограды, вдруг увидев в своих коридорах посторонних людей с горящими глазами. Мы-то знаем: жажда прикоснуться к жизни своих кумиров в человеке неистребима и в общем-то простительна. Так что встретимся за кулисами. 

Добрый зритель в 9-м ряду. 

Фото БЕЛТА..

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter