Процесс идет

Президент встретился с послом Германии
Президент встретился с послом Германии

В начале недели Президент встречался с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Следующим зарубежным гостем, побывавшим в Зеленом зале резиденции Президента, стал германский посол Гебхардт Вайс. В этой последовательности я увидел особый смысл. Россия для нас — основной партнер. Но при этом наша страна четко придерживается принципа многовекторности внешней политики. Каждый партнер ценен. Германия же является крупнейшим государством в Евросоюзе — и по количеству населения, и по размеру ВВП, и, в конце концов, по политическому влиянию. А с расширившимся ЕС, как известно, у Беларуси самая протяженная с ним граница. Минск неоднократно артикулировал желание иметь одинаково хорошие отношения как с восточным большим соседом, так и с западным. На вчерашних переговорах было сказано много такого, что позволяет надеяться: негативные моменты, препятствовавшие в последние годы полноценному сотрудничеству Беларуси и Германии, Беларуси и Евросоюза, останутся в прошлом. Журналисты присутствовали только на протокольной части, но, как и предупреждал Президент, разговор сразу пошел предельно откровенный.

Президент предложил своему собеседнику поразмышлять о роли дипломатии. По его мнению, посол вопреки всему должен способствовать установлению дружеских отношений между своим государством и страной пребывания. Мне показалось, что герр Вайс на этих словах даже кивнул головой. Хотя... Почему показалось? Есть ведь общепризнанный кодекс поведения дипломата — Венская конвенция. В ней, возможно, другими словами записано то, о чем говорил Александр Лукашенко. Кому это знать, как не нынешнему послу ФРГ. Он опытный дипломат, за плечами у которого работа в диппредставительствах в России, Хорватии, Казахстане. Президент, к слову, поблагодарил Гебхардта Вайса за его миссию в Беларуси, за ту позицию, которую он занимает.

Тем не менее Александр Лукашенко с сожалением констатировал, что не все западные дипломаты видят свою задачу таким образом. В частных беседах, отметил Президент, они могут выразить поддержку тому, что происходит в Беларуси, «но когда мы слышим официальные заявления некоторых послов, видим их реальные действия — становится очень грустно». «Поэтому я порой резко высказываюсь, — объяснил Александр Лукашенко. — Беларусь — суверенное, независимое государство и является таковым уже полтора десятка лет. То, что мы стабильны, и то, что мы никому никаких проблем не создаем — ни соседям, ни Германии, ни Франции, ни США, — это факт. Так чего же от нас хотят?..»

Вчера Президент заявил, что готов выслушать любые предложения: «Вы должны сказать, что вам не нравится, что бы вы хотели изменить. Я попробую отреагировать на то, что вы скажете».

Гебхардт Вайс отлично владеет русским языком. Профессия дипломата обязывает избегать излишней прямолинейности, но точка зрения посла ФРГ была обозначена четко и ясно. Он предложил, дословно, «не оглядываться назад, а смотреть вперед». «Ближайшие месяцы до проведения выборов (парламентские выборы в нашей стране пройдут в конце сентября. — Прим. И.К.) станут в определенной степени решающими для Беларуси и ее положения в Европе. Если процесс продвинется вперед, то, возможно, появится новая ситуация», — считает герр Вайс. Впрочем, здесь господин посол мне показался несколько «традиционным». Не надо нам никаких условий! Время ультиматумов прошло. И Беларуси, и ОБСЕ в одной мере необходим «реаль-политик», где тон должны задавать не «правозащитники», а грамотные дипломаты, бизнесмены – все те, кто смотрит на жизнь без очков. По-моему, сейчас таких становится все больше к западу от главной реки Буг...

...Первые официальные дипломатические контакты состоялись между Германией и тогда еще БССР в 1923 году. Именно поэтому в 1992 году наши отношения были не установлены, а восстановлены. Германия стала первым иностранным государством, которое открыло свое диппредставительство в Минске. Тоже знак...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter