Забытые бумаги со временем становятся семейными ценностями

Простые вещи

Даже ненужные вещи когда–нибудь могут стать музейными экспонатами. Лет уже через пятьдесят. Довоенные платежные чеки и банковские документы, советские открытки и много–много нынче вроде бы бесполезного нашла недавно в заброшенном доме родственников. Но для нашей семьи эти полуистлевшие бумаги уже сегодня ценность. Пусть не антиквариат, но — семейная история. Где были горе и радость, беда и счастье. Как у всех, впрочем.

Мои родители любили порядок. В отдельную папку собирали открытки, которые профком местного хозяйства исправно присылал к праздникам. В коробочку — платежные и страховые документы. Вклеивать фотографии в альбомы была наша с сестрой обязанность. Серьезные бумаги хранились в буфете. И если коллекции открыток и фотографий постоянно пополнялись, то в коробочке регулярно проводилась ревизия. Ненужные бумаги сжигались. А коробка за год наполнялась новыми, которые освобождали место, дождавшись своей очереди. Очень жаль, что мама так следила за порядком...

И вот я попала в разрушенный дом двоюродной бабушки. В старой деревне, известной с XVI века, в узкой кладовке старого–старого дома, который, кажется, построил мой прадед, мы с сестрой глотали пыль, чихали и восхищались. Нашли много бумаг. Писем. Фотографии столетней давности. В шкафу обнаружили настоящий андарак — шерстяную клетчатую юбку. Льняные отрезы. Нашли талоны, с которыми в 1990–х начиналась и наша взрослая жизнь. Все это сохранила двоюродная бабушка Фекла.

После ее смерти дом долгое время был закрыт и никому не нужен. Дочь и внук в Москве. Не приезжали. Потом кто–то снял старую дверь, разбил стекла, сорвал полы. Бумаги и бабушкины юбки местных воров не интересовали. Они же не представляют никакой материальной ценности. А для нас — простые вещи ушедшего мира близких. Впитавшие время, они обладают особой притягательностью. Никакой материальной стоимости, но важны их энергетика и те истории, которые они могут рассказать. К нашей радости в пыльной коробочке лежало свидетельство о рождении прадеда Антония. 1873 год. Пятый ребенок у него родился, подсчитали, в 54 года. Крепкий прадед был! Нашли справку, выданную в 1940–м родственнику в Украине для поездки в Западную Белоруссию. Не виза, но так просто приехать в наши края было нельзя, оказывается...

В деревнях Брестской области более тысячи заброшенных домов. Уверена, в каждом из них под слоем пыли и мусора можно еще найти частичку истории рода — тех, кто строил, жил, родился тут, а потом ушел в другой мир. Старые фотографии, письма, предметы сельского быта. Почему это остается тлеть? Бумаги не отнимут много места. Даже машинку «Зингер» можно притащить в город.

Может ли быть новая жизнь у старых вещей? Да. Видела «Зингеры», превращенные в сервировочные столики. Моя бабушка возмутилась бы. В войну она закопала машинку в землю. Сохранила. Наш семейный «Зингер» и сейчас в рабочем состоянии.

Если просто укрепить на подставке старую лампу или рубанок, они не станут ценными экспонатами музея, их место в домашней коллекции. Мы обустроили в родительском доме этнографический уголок. Ступа, жернова, деревянная лопата для выемки хлеба из печи, корзины и короба, глиняная посуда. Бумаги, открытки, письма.

Всего один век, а сколько событий: революция, поездка на заработки в Аргентину, покупка земли, жизнь при Польше, воссоединение с восточной Белоруссией, война, колхозы, развал Советского Союза...

Пожелтевшие чеки и письма раскрывают жизнь не хуже, чем хороший фильм. Держать живую историю на кончиках пальцев, видеть и понимать, что молча рассказывает предмет о своем прошлом, — это необычное ощущение, признаюсь.

Хозяевам квартир сложнее держать на полках множество, казалось бы, неважных бумаг. Да и популярный нынче фэн–шуй советует освобождать дом от старых и ненужных вещей. Но можно представить, как когда–нибудь наши внуки, живущие в соцсетях, где постоянства нет, с интересом будут рассматривать договоры о получении кредита, путевки на отдых или «письма счастья» с требованием оплатить штраф за превышение скорости. Время проведет естественный отбор — чему из нашего бумажного хлама место на свалке, а чему жить в веках. Так что немножко беспорядка в ящиках — и для наших правнуков будет немало открытий.

valentinak3@mail.ru

Советская Белоруссия № 88 (24718). Среда, 13 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter