Простой разговор о важном

Наши читатели обсуждают проблемы школы, образования, воспитания...

Совсем скоро в школах прозвучит последний звонок. Первоклашки вручат выпускникам букеты цветов, провожая ребят во взрослую жизнь. Но, прежде чем переступить порог этой жизни, хочется оглянуться назад — в школьные годы. Ведь они действительно чудесные, поскольку творят чудо: превращают наивного ребенка в личность, способную принимать обдуманные и ответственные решения. Именно поэтому школа — особенная структура в обществе. Она всем — и взрослым, и детям — нужна, важна, интересна. Именно поэтому так заинтересованно обсуждают наши читатели проблемы школы, образования, воспитания.


Что за фасадом?


Школа всегда была на виду. В старых городах школу легко было найти: здания всегда имели весьма достойный облик. Сегодня, на мой взгляд, изменился не только архитектурный облик школы, но и ее содержание. Школьные здания стали типовыми. Вроде бы ничего страшного, так даже удобнее. Но что за фасадом? Выхолощенной нередко стала не только индивидуальность зданий, но и атмосфера в них. 40 лет назад, когда я сам был учеником, школа была для нас большой семьей. В ней была сосредоточена вся наша жизнь: друзья, интересы, увлечения. Кружки, конкурсы, культпоходы, спортивные секции — школьная жизнь была наполнена до краев. Сейчас, как я сужу по своему внуку, ученики загружены не меньше, но — одной учебой. А интересы ребят чаще всего — вне школьных стен. И дети ничем или почти ничем не объединены. Поэтому они не дружат, а просто общаются. Да и сама школа превратилась для них в необходимость. Ее нужно окончить, чтобы получить аттестат. И все!


Сегодня много говорят о реформировании школы, о задачах образования. Но, мне кажется, упускают при этом очень важный аспект: нравственную атмосферу школы, ту самую чудесность школьных лет, которая и воспитывает наших детей.


Игорь КОЧЕВНОЙ, Брест.


История и ее продолжение


История нашей школы начинается с 1924 года. В то время небольшое здание бывшего помещичьего дома приютило обездоленных детей–сирот. В начале войны воспитанники детского дома были эвакуированы в Фергану. А в 1944 году детский дом возвратился в деревню Пиревичи. Затем он был реорганизован в школу–интернат для детей из неполных, многодетных и малообеспеченных семей. С 1975 года — во вспомогательную школу–интернат для детей с особенностями психофизического развития. Вот такая непростая история у нашей школы... Сейчас в ней учатся дети из Жлобинского, Буда–Кошелевского, Гомельского районов. В основном это ребята из неблагополучных семей. Они с радостью приезжают в школу, потому что дома им не слишком тепло и уютно. Но сегодня в связи с принятием закона об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития нужно определять учиться по месту жительства. И нашу школу собираются закрывать. Детям придется идти в обычные интеграционные классы. Будет ли им там комфортно? Не уверены. Мы нашим воспитанникам прививаем не только учебные навыки, но и навыки адаптации в обществе. Ухаживать за своей одеждой, готовить, убирать, вести хозяйство — всему этому терпеливо учат изо дня в день наши педагоги. Этих навыков интегрированный класс не даст, а тем более не дадут их непутевые родители...


Обидно, что все, что создавалось годами в школе–интернате, может разрушиться. И ведь это проблема не только нашей, но и многих подобных школ. От того, как она будет решена, зависит судьба сотен детей и педагогов.


Коллектив ГУО «Пиревичская вспомогательная школа–интернат», Жлобинский район.


Наука — радостная мука


Образование сегодня усложняется. От этой тенденции никуда не уйти, если мы хотим развиваться как общество. Принципиально не то, сколько лет учиться в школе, а то, каким будет само образование, его структура. Ведь наработано много положительного, что следует сохранить. И в первую очередь — профильное обучение. Особенно это касается технического направления, которое стремительно развивается. И талантливые в этом отношении дети — главный потенциал нашей страны. Профильное обучение готовит школьников к восприятию сложной вузовской информации, факультативы этого сделать не могут. С такой факультативной подготовкой в серьезном вузе на инновационных направлениях ребята вряд ли смогут учиться. С подобной проблемой уже столкнулись в соседней России. Например, несколько лет назад в санкт–петербургских вузах пришлось закрыть спецкурсы, а потом и целые факультеты — студенты просто не могли освоить программу. Мы должны сделать выводы и обязательно сохранить профильное обучение.


Ирина КОНДРАШЕНКО, Витебск.


Уроки кройки и житья


Нужно ли трудовое обучение в школе? Или мы просто отдаем дань традиции? Не одно десятилетие девочек учили на уроках труда шить и готовить, а мальчиков — строгать и гвозди забивать. Нельзя сказать, что эти навыки совсем бесполезные, но стоит ли загружать такими уроками и без того перегруженную школьную программу? Однозначного ответа специалисты не дают. Сегодня трудовому обучению в школьном расписании отведено не так много времени. В 5–м и 6–м классах — 1 час в неделю, в 7–м и 8–м — 2 часа, в 9–м — 1 час в неделю. Чему можно научиться за столь непродолжительное время? Например, программа предусматривает уроки домоводства: кулинария, ландшафтный дизайн, уход за одеждой и мебелью. Много, а в результате — ничего конкретного. Может ли учитель трудового обучения быть универсалом во всех областях? Не думаю, что знания, чем римские шторы отличаются от других видов штор или сколько удобрений сыпать под тот или иной цветочек, дадут стимул основательно заинтересоваться будущей профессией. Детей нужно учить тому, чему их не могут научить дома мама и папа. Поэтому очень многое зависит от педагога. Например, девчонкам из Смиловичской школы № 2 повезло. Их педагог Елена Валентиновна Кулага помогает им создавать на уроках рукоделия настоящие чудеса. Девочки успешно участвуют в олимпиадах. «Очень бы хотелось, чтобы ученицы имели преимущества при поступлении в вузы, как и победители других предметных олимпиад. Например, в институт культуры на специальность «народные ремесла». Сегодня туда берут ребят, которые хорошо... рисуют, — рассказала мне Елена Валентиновна. — Почти анекдотический случай: призер олимпиады из Минской области учится на дизайнера в Институте современных знаний. Распределяют темы курсовых работ, связанных с рукоделием: «Кто умеет вышивать?» Поднялась одна рука — ее. «Кто умеет вязать?» Опять одна рука. А наши умеют! Может, не так красиво нарисовать, но сделать сумеют».


Эти проблемы, на мой взгляд, как и проблемы эффективности трудового обучения ребят, самое время обсудить и решить уже сегодня, пока есть время до начала нового учебного года.


Ольга ПАВЛЮЧЕНКО, Минск.


Какая физика нам нужна


В течение пятидесяти лет преподаю физику в школе. В системе преподавания предмета есть явный перекос теории и прикладной стороны изучаемых явлений. Главенствует именно теория. Открыв учебники старших классов, вы найдете в разделе «Переменный ток» дидактически необоснованный метод векторных диаграмм, но не отыщете здесь даже упоминания о дросселе — устройстве, широко применяемом в разнообразных целях. Нет информации о бытовом электросчетчике, частотомере. А ведь в учебниках физики 60–х годов эти понятия изучали вместе с очень важными сведениями о трехфазной системе переменного тока и асинхронном двигателе. И это было при десятилетнем сроке обучения! Нужно ли всем изучающим школьную физику знать о «выполнении условия квазистационарности», об «эллиптической или циркулярной поляризации волны» и т.п.?


Школьная физика должна стать более доступной, привлекательной и направленной на нужды нашей промышленности. Ведь главная задача школы — не подготовка ученых экстрауровня. Нам нужно, чтобы как можно больше людей имели достаточную техническую подготовку для общения с усложняющейся техникой. Нужны специалисты, которые могли бы совершенствовать эту технику.


Ю.ЛЕЩИНСКИЙ, Минск.


«Мама может пожалеть, а не научить»


Право на обучение детей по индивидуальному плану оговаривается в статье 35 Закона «Об общем среднем образовании». Каждый родитель может написать заявление директору школы с просьбой перевести ребенка на такую форму обучения. И указать, что ответственность за обучение своего ребенка родители берут на себя. При этом ребенок остается в списке класса, если хочет, он может ходить на некоторые уроки с классом. Пойти снова в школу можно с любого дня. А по мере изучения материала ребенок ходит в школу, чтобы сдать выученный материал и получить оценки. Вроде бы все четко и ясно. Но при этом обсуждению вопроса о домашнем обучении на одном из интернет–форумов для родителей посвящено почти 100 страниц! Участники дискуссии — а она разгорелась нешуточная! — доказывают, что только в школе ребенок сможет научиться общаться со сверстниками и получить знания. А для кого–то это вовсе не аргументы в пользу школы, а просто общие слова. При этом многие родители пишут, что хотели бы учить своих детей дома. Может, эта тенденция действительно новаторская? Есть ли перспективы у этой формы обучения? И могут ли мама или папа — а среди них немало педагогов, доцентов — стать настоящими учителями? Мне кажется, мама может пожалеть, утешить, дать чувство уверенности в себе. Но мама не научит главному, что дети постигают в школе, — общению со сверстниками. Только в школе, в детском коллективе ребята учатся строить отношения, вырабатывают, как выражаются специалисты, свою модель поведения в социуме. Так стоит ли оставлять ребенка дома, спрятав его от школы?


Анна ВЕРЕМЕЙЧИК, Могилевская область.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter