Правополушарное рисование: можно ли стать художником за 4 часа

Прости меня, Марлон

Правополушарное рисование: можно ли стать художником за 4 часа

Давно не брала в руки краски. Еще в школе сметливый учитель рисования постановил, что по художественной части я не сильна, и всякий раз во время урока выставлял из класса под полезными предлогами: мусор вынести, керосин для ластиков раздобыть, притащить из кладовой мертвого осла уши. Но! Даже самые обидные курьерские поручения не могут отбить у человека жгучего желания — творить. Поэтому до сих пор на скучных собраниях и лекциях я усердно малюю в блокноте, в основном рыбок и канделябры, втайне надеясь, что совсем скоро в магазин гугл поступит программка, скачав которую любой придурок за несколько минут сможет научиться рисовать не хуже Пикассо.

О чудо — недавно интернет раскинул передо мной прекрасное, влекущий сайт с долгожданным приглашением на семинар: «Портрет с нуля. Правополушарное рисование. Новые грани твоего таланта». За четыре часа тренер Юрий Беспалый обещает воплотить в жизнь мечту — «научить хорошо рисовать», «избавить от стереотипов восприятия», «оживить чувство вдохновения», «расширить ресурсные возможности мозга». Ну не красота ли?.. Так в субботу вечером я обнаружила себя — и еще 10 виртуальных приятелей из Фейсбука — на тренинге, где быстро можно стать художником. Удовольствие не из дешевых — 60 долларов с носа, но ведь и активы сулит несусветные, почти мистические, — портрет с нуля. В общем, никаких денег не жалко.


Пока мы за мольберты садились, знакомились друг с другом, шутили и с благоговением трогали профессиональные карандаши и клячки, тренер молчал. В моей группе были в основном юные девушки — очаровательные проказницы — с завидной энергией и, очевидно, неисчерпаемыми финансовыми ресурсами. По правую руку от меня присела обаятельная Татьяна, рассказала, что последние два года подряд посещает различные курсы «правополушарного рисования» и что в полном восторге от этой интересной техники. Результаты ее одержимости меня впечатлили. Но позже...


— Нарисуйте портрет! — с ходу предложил тренер Юрий. — Кого хотите.


Хихикая, на листках формата А4 все исполнили в меру своего таланта кривые рожицы. Учитель предложил эти беспомощные рисунки подписать и твердо пообещал, что впредь никто из нас ТАК ужасно рисовать не будет (рис. 1).


Затем Юрий перечислил нам несколько золотых правил художника. 1. «Не верить глазам своим». Тезис подкреплялся оптическим фокусом с шахматной доской — бородатая головоломка про цветопостоянство давно гуляет в интернете. Вы смотрите на квадраты А и Б с уверенностью, что они разного цвета. Но это иллюзия. Квадраты одного цвета. Шахматная игрушка взорвала мозг моей коллеге Катерине: она даже подошла к экрану вплотную в надежде разоблачить квадраты–хамелеоны.


Меня же потрясло второе правило художника: «Лицо не занимает всю голову». Ужасно. Я это увидела. Половину фасада головы занимает бог знает что, только не лицо: слишком большой лоб, волосы кое–где, нелепая макушка — душераздирающее зрелище. Как говорят у нас в интернетах, убейте меня, хочу это развидеть.


Так по вершкам мы приблизились к пропорциям, и Юрий Беспалый предложил нарисовать второй портрет (рис. 2), с учетом соразмерности глаз и ушей. При этом прозвучало третье правило: «Все надо проверять». То есть штангенциркуль в руки, и прежде чем рисовать, замеряй нос того, кого рисуешь. Любые дотошные измерения приводят меня в отчаяние, в этот момент я вспомнила все: и школьные уроки рисования, и все эти скучные манипуляции с линейкой и транспортиром. «Пятой точкой» можно высидеть любое умение, если много лет ежедневно упражняться. При чем здесь правое полушарие? Откройте мне чакры, хочу здесь и сейчас водить по ватману твердой рукой, рисовать портреты без всяких циркулей. Заметив мою истерику, тренер терпеливо объяснил, что для входа в правое полушарие необходимо выучить еще несколько золотых правил.


После перекура нам предложили выбрать из стопки фотографий ту, которая по–настоящему вдохновит на первый в жизни портрет с нуля. Из середины колоды с картинками я вытащила Марлона Брандо — его взгляд оказал на меня свое обычное магическое действие. Начала рисовать, вспоминая последние инструкции тренера: «Край лица — это край воздуха», «У правого полушария нет четких линий». Ладно, закрасила черным все, что находится вокруг головы, — воздух. «Разговаривайте с собой, как с инопланетянином. К примеру, не говорите себе: «Рисую нос», лучше сказать: «Рисую вот эту штуку», «Сначала попытайтесь увидеть эту штуку, потом — нарисовать».


...Мне стало жарко. Никаких, даже первичных намеков на лицо Брандо на моем листе бумаги не проступало. Я заглянула на мольберт своей соседки Тани и обмерла: с ватмана на меня смотрели шкодливые глаза Хью Лори, которого она выбрала себе в модели, ошибки быть не может — «доктор Хаус» был срисован точь–в–точь. От зависти меня подбросило. «Главное — практика. Не отчаивайся, — успокаивала Таня. — Переверни портрет вверх ногами — и «правополушарка» сама за тебя все сделает». Совет оказался ценным, бессовестно поставив фото любимого артиста на попа и крутанув мольберт на 90 градусов, вместо подбородка я начала наляпывать вот ту крестообразную кляксу и вон ту ведьму с косой. Перевернула ватман обратно и ойкнула — подбородок «крестного отца» получился что надо: волевой и решительный. Братцы мои, а какие у него глаза! Нотабене: мы рисуем не глаза, а черное небо с облаками и звездочками. Не беда, что в приступе азарта левый глаз сполз к щеке: Юрий Беспалый подошел и осторожно, с помощью клячки и карандаша, вернул око обладателя «Оскара» на место. При этом сообщил еще один секрет: «Надо стараться».


Спина мокрая, на часах позднее время: нам с Брандо пора прощаться. Смотрю на него — и не понимаю, как я это сделала. Сгребаю карандаши и ластик в сумку, скручиваю ватман и обещаю тренеру уши (не уши (!), а крымские горы) дорисовать дома. «Не дорисуешь, дома обстановка не та», — предупреждает опытная Татьяна. И она оказалась права. Денек–другой я еще шепталась со своим Марлошей, обещала подойти к нему и довести портрет до ума. Но, увы. Поверить в себя на тренинге, под чутким руководством учителя — это одно. А умение рисовать — нечто совсем другое.


Для меня мой первый портрет при всем его мизерном исполнении представляет музейную ценность. Я дивно провела время в компании приятных людей. Это в плюсы. Но так и не стала художником — это, пожалуй, в минусы. Видимо, рановато мне еще портреты рисовать. Попробую потренироваться на лепке из полимерной глины — буквально вчера из почтового ящика выпал рекламный проспект с обещаниями новых и чудных в себе открытий.


Советская Белоруссия №17 (24400). Среда, 29 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter