По итогам выборов Германия получит нового канцлера и трехпартийное правительство

Прощание будет долгим…

Немцы хотят стабильности, но выступают за перемены. Парадокс? Необязательно. Эпоха Меркель завершилась, изменения неизбежны. Как и любые новые ситуации, вначале они будут дискомфортными, для кого-то — немного пугающими. Потому что мы, люди, всегда боимся смотреть в будущее, контуры которого не совсем ясны, но потом привыкаем, хотя и не всегда смиряемся. Германию ждут перемены — это очевидно. Как она с ними справится — куда более интересный вопрос. 

Ангела Меркель.

Результаты прошедших в воскресенье выборов как минимум противоречивы. Коалиция ХДС/ХСС, за которую активно агитировала канцлер Меркель, по предварительным результатам, получила голосов больше, чем ей предрекали (24,1 %). Но никто не радуется: это худший показатель за послевоенную историю и катастрофа для партии, которая вошла в избирательную гонку с прогнозом 40 % и рейтинг которой никогда не опускался ниже 30 %. Этот результат — провал как для партии и ее кандидата Армина Лашета, так и для канцлера Меркель лично. Для нее — в первую очередь. 

Он демонстрирует то, что все и так знали: Ангела Меркель лично куда популярнее, чем партия, которую она представляет. Провальный результат ХДС/ХСС означает также и то, что большинство немцев не хотят продолжения политики канцлера Меркель. Критики — их и сейчас уже немало, а с каждой неделей будет все больше — говорят: несмотря на то что Ангела Меркель остается самой влиятельной женщиной мира и уважаемым политиком, ее подход к решению немецких, европейских и мировых кризисов часто оказывался ошибочным. Подход был один — выжидание. Она или не имела, или не озвучивала свою позицию, не предпринимала активных действий и уж тем более действий на опережение до тех пор, пока ситуация не становилась критической, а принятие решения — жизненной необходимостью. В результате Меркель оставляет Германию и Европу в не лучшем положении, связи между многими странами испорчены, трансатлантические — в кризисе. Это не лучшее наследие — и немцы проголосовали против. 

В то же время Ангела Меркель все годы во власти убирала политических конкурентов внутри своей партии. И вполне предсказуемо подошла к решающим выборам со слабым преемником. Это тоже ошибка. Но исправлять ее будут уже другие люди, если, конечно, смогут. То, что устранение политических ошибок возможно (и с блестящими результатами), доказывает случай Олафа Шольца, кандидата в канцлеры от Социал-демократической партии Германии, которая и выиграла эти выборы, набрав (опять же, по предварительным данным) 25,7 % голосов. Это ненамного больше, чем набрали главные конкуренты и партнеры по нынешней правящей коалиции ХДС/ХСС, но для ­СДПГ — это потрясающая победа: весной, когда стартовала предвыборная кампания, рейтинг партии был 15 %. Тогда никто и предположить не мог, что скучный (как это часто бывает с министрами финансов) Олаф Шольц сможет переломить ситуацию. А он смог, в том числе благодаря позиционированию себя как «Меркель 2.0», причем имея в виду не продолжение ее политики, а ее образ надежности, а значит, стабильности. Избиратели поверили ему, а не выдвинутому фрау канцлерин Армину Лашету. Но если Шольц хочет стать канцлером, ему придется совершить еще одно чудо. 

Олаф Шольц.

Сейчас у Германии два кандидата в канцлеры (Олаф Шольц и Армин Лашет), и каждый заявил о готовности сформировать правительство. Понятно, что сил их собственных партий на это не хватит — требуется коалиция. Если они не договорятся работать вместе, как это было в предыдущие годы, но поменявшись местами (старшим партнером теперь должны быть социал-демократы), коалиция будет трехпартийной. А Шольц уже заявляет о нежелании работать в одном правительстве с консерваторами. Так что, скорее всего, не договорятся. В послевоенной истории Германии это тоже случится впервые. А вот какой будет современная коалиция, зависит от двух партий, уже прозванных делателями королей: «Зеленых» (14,8 % голосов по итогам выборов) и Свободных демократов (11,5 %). Еще перед выборами все партии заявили, что сотрудничать с «Альтернативой для Германии» (она набрала 10,3 %) не будут. В коалицию с «зелеными» и свободными демократами готовы вступить и Шольц, и Лашет. Но для Шольца свободные демократы слишком правые, а для Лашета «зеленые» — слишком левые. Так что переговоры будут сложными, и всем придется чем-то поступиться. А вот коалиция, которой немцев пугала Меркель (­СДПГ-«Зеленые»-«Левые»), невозможна в принципе: «Левые» не преодолели 5-процентный барьер и не попали в бундестаг. 

И Шольц, и Лашет надеются сформировать правительство до Рождества, но переговоры могут затянуться. Кстати, после прошлых выборов на это ушло почти полгода. Все это время Ангела Меркель будет выполнять обязанности канцлера. И если останется на этом посту хотя бы один день после 17 декабря, то войдет в историю как самый долго работающий канцлер в истории Германии, обогнав Гельмута Коля. Это прощание будет долгим…

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter