Андрей ИВАНЕЦ: «Сегодня ученый — не просто специалист, но еще и современный менеджер»

Прорывная идея? Получите грант

На II съезде ученых молодые коллеги сфокусируют внимание на ключевых дискуссиях
Если сегодня каждый четвертый сотрудник Национальной академии наук  Беларуси в возрасте до 35 лет, позволяет ли это сохранить преемственность в науке? Обязательно ли разработки должны приносить прибыль? Что в портфеле ученых припасено для села?

На эти и другие вопросы «СГ» отвечает председатель совета молодых ученых НАН Беларуси, кандидат химических наук, заместитель директора Института общей и неорганической химии Андрей ИВАНЕЦ.

— Андрей Иванович, завершается объявленный Президентом Год науки. Какие, на ваш взгляд, перспективы он открыл отечественным, в частности, молодым, ученым?

— Возможность продемонстрировать наиболее значимые разработки, определить стратегию на ближайшее будущее. У амбициозных молодых специалистов появился реальный шанс показать свой потенциал. Он достаточно высокий. В этом году в конкурсе Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований участвует более 40 отдельных молодежных проектов. Объявлен также конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу НАН Беларуси и российского так называемого Алферовского фонда. Стипендии Президента назначены 94 молодым ученым. Среди них пять докторов наук, 49 кандидатов. Размер стипендии 350 рублей. Неплохая прибавка к зарплате специалиста, который еще в начале своего творческого пути.

— Хотя  отечественная наука молодеет, до сих пор стереотипное представление об ученом — это седовласый, умудренный опытом человек весьма зрелого возраста. Вы, да и ваши сподвижники в совете, разрушаете этот образ.

— С этим сложно не согласиться. Но возраст не обманешь, а молодость с годами проходит. Кстати, молодых ученых в академии более двух тысяч человек, около четверти от общей численности. В том числе 250 кандидатов наук и около 600 аспирантов и магистрантов. Наш совет их всех объединяет. Многие исследователи уже вышли на довольно солидный уровень. Назову лишь несколько фамилий. Стипендий Президента удостоены Наталья Антонович, доцент Белорусского государственного педуниверситета имени Максима Танка, Иван Барановский, научный сотрудник НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства. Он обосновал конструктивные параметры комбайна теребильного типа для уборки моркови. За разработку комплексных ветеринарных препаратов стипендия назначена  Виктории Васильковой, старшему научному сотруднику Института экспериментальной ветеринарии имени С. Н. Вышелесского. Кандидат технических наук, доцент Белорусского технологического университета Виктор Гаранин предложил уникальную технологию обработки древесины. И таких примеров немало.

— В последнее время снизился отток молодых ученых за рубеж. Уменьшилось количество заморских соблазнов или возросли перспективы в своей стране?

— Тенденция имеет место, но нельзя сказать, что проблемы нет вовсе. Конкуренция среди ученых выросла колоссально. Залог того, что лучшие сегодня останутся в стране, на мой взгляд, задача комплексная. Это возможность работать над вопросами мирового уровня, достойная заработная плата и материально-техническая база, прозрачность карьерной лестницы, наличие своеобразного социального лифта и другие факторы. Да, в 1990-е годы наблюдался существенный отток молодых ученых, что  привело к серьезному разрыву между поколениями на всем постсоветском пространстве. И что мы имеем сегодня? В академии немало сотрудников в возрасте до 35 лет, тех, кто старше лет на 15–20, практически нет, дальше идет  поколение старше  шестидесяти.

Сейчас можно быть уверенными, что очередного такого возрастного контраста не будет. К тому же появились реальные шансы сотрудничества на международном уровне. Пожалуйста, выезжайте за рубеж на стажировку или для каких-то экспериментов, но постоянно работайте дома и  приносите своему государству пользу. Все условия для этого созданы. Взять хотя бы конкурс  «100 идей для Беларуси». Самая современная площадка для стартапов. По сути, это проекты, в которые можно вложить деньги. По количеству заявок конкурс бьет все рекорды. За время его проведения поступило более двух тысяч предложений в различных сферах. Лучшие получили гранты на реализацию своих задумок.

— Знаю, что сейчас в академии реализуется уникальный проект «Молодой ученый «под ключ»…

— Да, в этом году  наш совет такой пилотный проект запустил. И думаю, весьма удачно. Он предназначен для тех, кто только шагнул в науку.  Это своеобразная школа, где ведущие ученые НАН Беларуси проводят интенсивный цикл обучающих семинаров и лекций, мастер-классы. Плюс  практические занятия и «круглые столы». О популярности  проекта говорит  хотя бы тот факт, что регистрацию участников завершили досрочно. Всего набрано 120 слушателей. Это молодые кадры из организаций академии и ведущих вузов страны. А среди тех, кто уже поделится своим опытом, первый заместитель председателя президиума НАН академик Сергей Чижик, главный ученый секретарь академик Александр Кильчевский, председатель научного совета БРФФИ академик Сергей Гапоненко, председатель Госкомитета по науке и технологиям Александр Шумилин.

— Институт общей и неорганической химии тесно связан с агропромышленным комплексом. Интересные проекты вы предлагаете для объединения «Беларуськалий», опытной станции по сахарной свекле. Что еще в научном портфеле припасено для села?

— «Беларуськалий» – давний партнер. Для него разработаны технология переработки полиминеральных калийных руд, а также способы обогащения сильвинитовых руд. Сделано и научное обоснование новых горно-обогатительных производств. Это уже задел на будущее. Совместно с производственниками ученые предложили аграриям и «Калимик». Это комплексное калийное удобрение, куда добавляются микроэлементы. А еще разработали концентрированные жидкие микроудобрения. В основе лигносульфонаты для внекорневой подкормки растений. Это может быть наш второй хлеб — картофель, а еще лен или  сахарная свекла.

— Среди новых разработок института, готовых к внедрению, и ваша работа по станциям каталитического обезжелезивания артезианской воды. В чем ее основной смысл и задачи?

— В Госпрограмме «Чистая вода» на воду предусмотрен поэтапный переход хозяйственно-питьевого водоснабжения из артезианских источников. Здесь основная проблема — повышенное содержание железа и марганца. Мы в институте активно ведем разработки неорганических пористых материалов различного функционального назначения для безреагентной очистки вод: сорбентов, мембран из керамики, каталитически активных материалов. Они уже активно внедряются на предприятиях страны.

А вообще, считаю, надо ужесточать экологические нормативы.  Возьмите нашу столицу. Помню, лет двадцать назад   в Свислочи можно было поплавать. А сейчас туда даже ногу не опустишь. В наличии вся таблица Менделеева. А ведь примеси, особенно соединения тяжелых металлов, биологически неактивны и не разлагаются. Пройдет несколько тысяч лет, а они будут на месте. Вот где проблема, которую мы еще не осознаем. Не за углеводороды будут вскоре идти  сражения, а за простую воду, запасы которой на планете катастрофически уменьшаются.

— Утверждают, что новые разработки и перспективные проекты обязательно должны давать денежный доход и определенную выгоду. Но как это понять в начале исследований?

— С такой постановкой вопроса в корне не согласен. В первую очередь они должны приносить пользу человеку и в целом обществу. Замечу, финансирование науки не растет космическими темпами, а постоянно находится в определенном диапазоне. А многие разработки имеют очень высокий соцэффект и в то же время приносят незначительную прибыль. Например, это касается здоровья людей, защиты окружающей среды и другого. Но разве от этого снижается их значимость? Прежде чем проект внедряется в жизнь, он проходит ряд стадий – от идей и поискового исследования, далее через лабораторные и опытные образцы или технологии. Каждый из этапов данной цепочки важен и в совокупности обусловливает успех.

Да, сейчас прибыль в основном ассоциируется с денежными потоками. Но, кроме банковского счета, нужно вкладывать и инвестировать и в капитал человеческий.  Без этого мы можем стать инновационно невосприимчивыми. На данном этапе как никогда нужны подготовленные специалисты и интеллектуальная нация. Это уже беда — остановиться на определенной стадии развития. Мое твердое убеждение: сегодня ученый не просто специалист в той или иной области, но еще и современный менеджер. То есть человек, четко ориентирующийся в приоритетных направлениях мировых научных исследований и знающий, как правильно их использовать.

— Скоро второй съезд белорусских ученых. Отдельная программа для молодых умов. Что ожидаете от форума?

— В этом году молодежная лаборатория социсследований провела масштабный опрос. В нем приняли участие более тысячи человек в возрасте до 31 года, которые проживают в городах и сельской местности. Главная тема — каким должен быть современный ученый. Так вот, приоритеты большинства отданы настойчивости и наблюдательности. Обязательно учтем такие наблюдения и проведем в рамках съезда отдельную секцию «Молодежь и новые горизонты науки». Сфокусируемся на самых насущных и актуальных вопросах. Один из ключевых документов, который готовится к обсуждению, проект стратегии «Наука и технологии: 2018—2040». Она разработана учеными НАН Беларуси. Учтены также замечания и предложения, поступившие от представителей органов госуправления и рабочих групп, в том числе и нашего совета. Здесь для молодых простор для деятельности. Главное — с помощью науки вывести страну в ближайшей перспективе на мировой уровень по самым разным направлениям, в первую очередь по конкурентоспособности. Кому как не молодежи за это браться.

— Спасибо, Андрей Иванович, за интересное интервью!

shevko@sb.by

Фото Андрея МАКСИМОВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter