Акцент на цифровизацию: директор РУП «Белтехосмотр» — о новых сервисах и подходах в работе

Пропуск на допуск

В декабре прошлого года в Беларуси выдано 91 648 разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Это на 12,7 процента больше данного показателя за аналогичный период 2022-го. Общее же количество разрешений, выданных за минувший год, составило 1 527 550. Это почти на 14 процентов больше аналогичного показателя 2022-го. При этом из общего количества транспортных средств, представленных на государственный технический осмотр, свыше 20 процентов имели несоответствия различного характера установленным требованиям.

Дмитрий Адамович, инженер по техническому осмотру транспортных средств.

На что сейчас обращают внимание специалисты гостехосмотра и как развиваются цифровые сервисы — спросили у директора РУП «Белтехосмотр» Юрия Ленчевского.

СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Самое страшное, что нелегалы намеренно уходят от требований безопасности, которые предъявляются к регулярным перевозчикам: наличие необходимой водительской категории и стажа. Людей возят все, кто хотят, а потом дикие аварии. Стажа нет, категории нет, допуска в рейс нет, техосмотра нет. Такое отношение к делу рано или поздно приведет к трагедии.

Во время совещания по вопросам пассажирских перевозок, 14 ноября 2023 года

Езда без опасности

20 февраля прошлого года на 9-м километре автодороги Р-69 (Смолевичи — Шацк) произошла самая страшная смертельная авария в истории современной Беларуси. В ней погибли 13 человек, среди них были дети 2009 и 2011 годов рождения. На трассе лоб в лоб столкнулись переполненная маршрутка и самосвал, груженный песком. Как выяснило следствие, в грузовом автомобиле задолго до аварии был разрушен один из листов правой рессоры передней подвески. Водитель знал о неисправности машины, однако продолжал работать. К тому же автомобиль два года не проходил техосмотр. В день аварии грузовик был перегружен — рессора, не выдержав давления, разрушилась. Водитель потерял управление и выехал на встречную полосу, где и столкнулся с микроавтобусом.

И это не единичный случай, когда из-за игнорирования своевременного прохождения техосмотра происходят ДТП, отмечает Юрий Ленчевский:
— По нашим подсчетам, около 30 процентов автовладельцев все еще ездят по дорогам страны без пройденного техосмотра. 
Его надо проходить, чтобы убедиться в исправности автомобиля. Ведь проверяются основные элементы машины, которые влияют на безопасность дорожного движения. Это тормозная система, рулевое управление, световые приборы и экология. В 2023-м около 20 процентов транспортных средств не прошли техосмотр по причине различных неисправностей. И около половины из них были связаны с вопросами по тормозной системе. Любому автомобилисту не надо объяснять, что состояние тормозной системы в первую очередь влияет на безопасность дорожного движения, так как в экстренной ситуации на длину тормозного пути воздействует не только состояние дорожного полотна, но и самой системы.


К слову, всего за прошлый год диагностическими станциями проведено 1 932 889 проверок технического состояния транспортных средств. Удельный вес несоответствий, выявленных при проведении контрольно-диагностических работ транспортных средств, составил в отношении тормозной системы 46 процентов, внешних световых приборов — более 21. Напомним, с конца сентября 2022-го в стране изменились требования к транспортным средствам при прохождении государственного технического осмотра. Теперь они регламентируются требованиями техрегламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза. Существенных изменений в деятельности станций или их сотрудников не произошло. А вот требования, предъявляемые к тормозным системам, заметно ужесточились. Так, относительная разность тормозных сил колес для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не должна превышать 25 процентов и с дисковыми — 20. Раньше можно было пройти техосмотр при показателе 30. А нормативный показатель удельной тормозной силы стояночной тормозной системы формируется не как фиксированная величина, которую ранее применяли диагностические станции, а как расчетная.

— Сейчас у нас единые подходы по прохождению гостехосмотра во всех странах — участницах ЕАЭС, — рассказывает собеседник. — Вместе с тем если рассматривать транспортное средство с позиции подвергаемых контролю систем безопасности, то прослеживается очевидное ужесточение требований, предъявляемых в отношении тормозных систем и внешних световых приборов. В прошлом осталась проверка диагностическими станциями наличия на транспортном средстве внешне видимых наклеек, кроме находящихся на стекле, рекламы, кроме транспортных средств специальных служб оперативного назначения. Частота прохождения техосмотра зависит от типа автомобиля, года выпуска, а также назначения. Раз в полгода должны проходить техосмотр легковые автомобили, автобусы и другие транспортные средства, которые используются для перевозок пассажиров. Раз в год — легковушки, выпущенные десять и более лет назад, а также грузовики, автомобили-тягачи и седельные тягачи, специальные легковые авто. Раз в два года — легковые автомобили не старше десяти лет и не попавшие в вышеуказанные категории транспорта.

В ногу со временем

Несколько лет назад для удобства автовладельцев отменили целый ряд документов, необходимых для предоставления при прохождении техосмотра. Уже нет необходимости оформлять соответствующий сертификат прохождения ТО, не требуются талон к водительским правам и медсправка. Появилась также возможность прохождения тех­осмотра без участия автовладельца.

— Комфортный техосмотр — это наша инициатива по прохождению контрольно-диагностических работ и получению разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении без участия его владельца, — уточняет Юрий Ленчевский. — Мы его внедрили для тех автовладельцев, которые занимаются бизнесом и не имеют водителя. Они могут сдать свое авто нашим специалистам в любом удобном месте, а все процедуры оформления и прохождения ТО мы берем на себя. Да, это не дешевая услуга. Теперь она доступна не только жителям Минска, но и Бреста, Витебска, Гродно и Могилева. Планируем в 2024-м оказывать такую услугу и в Гомеле. Приняли решение, что в регионах данная услуга будет дешевле, чем в столице.


Сегодня предприятие «Белтех­осмотр» делает ставку на цифровизацию. Чтобы сократить время прохождения диагностики, появилась возможность онлайн-записи через сайт и мобильное приложение. Также есть возможность заключения договоров в электронном виде, а диагностическая карта транспортного средства была переведена в электронный формат.

— Мы уже заканчиваем работу по переходу на электронные административные процедуры, — продолжает директор предприятия. — В частности, электронные разрешения на допуск начнут выдавать автовладельцам в ближайшее время. Завершается разработка необходимого программного обеспечения. Электронная услуга будет доступна на Едином портале электронных услуг. Автовладельцу через личный кабинет необходимо будет заполнить заявление, при необходимости приложить копию техпаспорта и произвести оплату. Сейчас совершенствуется соответствующая нормативная правовая база. Благодаря этому отпадет необходимость нахождения наших специалистов на сторонних диагностических станциях, и вся процедура сократится в разы.

Вас снимают

С прошлого года по всей стране полноценно начали работу системы по контролю наличия пройденного гостехосмотра с фотофиксацией нарушения в автоматическом режиме. В настоящее время отсутствие разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении фиксируют не только датчики контроля скорости и камеры средней скорости, но и камеры мониторинга. Современные устройства могут отслеживать автомобили в потоке, проверяя их по различным электронным базам в режиме онлайн.

— В нашей стране «Белтелеком» является самым крупным держателем видеокамер: они есть везде — от заправок до перекрестков и дворов, — подчеркивает Юрий Ленчевский. — Они уже разрабатывают специальное программное обеспечение, чтобы их камеры также могли фиксировать отсутствие техосмотра. Мы разрабатываем алгоритм взаимодействия. Рассчитываем, что уже в 2025-м это заработает.


sichevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter