Проигранный бой

Давно ли вы, читатель, сдавали стеклотару? Наверняка в последний раз — лет 10 — 15 назад, когда из оборота выходили молочные бутылки...

Давно ли вы, читатель, сдавали стеклотару? Наверняка в последний раз — лет 10 — 15 назад, когда из оборота выходили молочные бутылки. Сдавать их (а заодно пивные, водочные, банки) было не зазорно и выгодно. За бутылку можно было купить 3 — 4 проездных талона. Сейчас на один талон надо сдать десять пивных бутылок. При этом придется стоять в очереди с бомжами и алкоголиками. Неприлично. Наконец, сдать стало негде: множество пунктов закрылось. Сейчас бутылки просто бросают в мусорные контейнеры. Куда они деваются потом и нужны ли кому–то?


Их очень ждут на заводах, производящих алкоголь. По словам Александра Бутрима, начальника отдела продаж УП «Минск–Кристалл», новая бутылка не покрывает нужды производства, поэтому завод зависит от оборотной тары. «Кристалл» установил самую высокую залоговую цену на стандартную пол–литровую бутылку: 320 рублей. Но и она большинство граждан не привлекает. Одна надежда на «санитаров города», как А.Бутрим назвал главных поставщиков оборотной тары. Случались даже сбои в производстве, вызванные, например, снегопадом. Какая связь? Сугробы мешали «санитарам» собирать бутылки.


Чтобы застраховаться, завод переходит на фирменную бутылку. Удовольствие дорогое, но такова всеобщая тенденция. Тем самым серьезные производители еще и защищают свои брэнды от подделок. В идеале бутылка, по мнению А.Бутрима, вообще должна быть одноразовой. В Германии, к примеру, повторно используется лишь пивная.


Конечно, бомжи везут тару не на «Кристалл», а, например, в приемный пункт во дворе дома номер 50 по ул. Я.Коласа. Сюда едут даже из района тракторного завода: через пол–Минска! Пол–литровые водочные бутылки стоят (у разных производителей — разные цены) от 320 рублей до 180, пивные — от 140 до... 60. Залоговая стоимость бутылки приблизилась к цене коробки спичек.


95 процентов оборотной тары «Кри
сталлу» возвращают клиенты, то есть оптовые покупатели партий алкоголя: возврат прописан в договорных условиях. Но им, оптовикам, тару приносят опять же пенсионеры и бомжи. Больше некому!


На обороте бутылки и стекольных отходов во многих странах специализируются целые отрасли, стеклобой — прибыльный экспортный товар. Некоторые заводы производят из него до 100 процентов новой стеклотары. В России, например, выходит даже специализированный журнал «Стеклянная тара». Один из последних номеров описывает успешный бизнес сборщика стеклобоя. Не нашего, к сожалению. Предприниматель из Днепропетровска 5 лет назад начал с того, что закупил на свалке битое стекло и успешно продал его стеклозаводу. Сейчас фирма работает во всех регионах Украины, отгружая на стекольные предприятия 10 тыс. тонн стеклобоя ежемесячно, годовой оборот компании составляет миллионы долларов.


Цитата из статьи: «Стеклобой — стратегическое сырье.... Чтобы сделать тонну стекла, нужно использовать 400 кг кальцинированной соды и 700 кг песка. Соду еще надо изготовить, а песок — добыть и привезти. Вместо этого можно положить 50 — 60 процентов того, что идет на мусор...»


А как у нас? Предприниматель Михаил Счастный 12 лет занимался сбором вторичных отходов вообще и стеклотары в частности. Он первым начал собирать даже баночки из–под анализов, которые повторно не используются. Не гнушался малым, собирал с поликлиники 150 кг в месяц. Собирал в кафе и ресторанах, в деревнях Минской области...


В конце концов прогорел. Не хочу представить его героем или страдальцем. Возможно, он совершал ошибки. Но как их не совершить в столь зыбком бизнесе?! Он строится на 15–процентном бонусе, который потребитель тары, будь то «Кристалл» или «Аквадив», выплачивает за бутылку. Суммы мизерные. Их должно хватить на бензин, зарплату водителям, налоги, на развитие бизнеса и на жизнь самому бизнесмену. Не хватило!


Сейчас тем же занимается миниатюрная женщина Татьяна Михейчик. Сказать «бизнес–леди» — язык не поворачивается. Как–то не вяжется: мусор и — леди. Ее ЧУП собирает стеклотару по 400 населенным пунктам Минской области, ежемесячно — по 300 — 350 тысяч штук. Девать их бывает некуда.


«Фирма» ютится в частном секторе одного из  районов Минска. Точный адрес не назову, чтобы не накликать санитарные службы. Горы бутылок, сотни тысяч! Прежде чем сдать, нужно отмыть этикетки. Иначе завод бутылку не возьмет и не заплатит. Этим и занимаются несколько человек в жутко антисанитарных условиях: в сарае, вручную, самодельными терками, в грязных ваннах.


Михейчик просит помощи: пишет в концерн «Белгоспищепром». Ведь почему у нее скопились сотни тысяч бутылок? Приемные пункты должны брать бутылки с этикетками. К этому обязывает постановление Минторга № 31а от 20 июня 2002 года. Но не берут! Ясное дело, пенсионеры «качать права» и не пытаются, безропотно отмывая бутылки дома (где это делают бомжи — бог знает). А Михейчик, будучи предпринимателем законопослушным, бутылки с наклейками берет! А потом не может их сдать: не берет уже завод! Хотя тоже должен. Бизнес висит на волоске.


Нет и речи о том, чтобы развивать дело: построить приличный склад, купить и установить моечную машину, одеть персонал в фирменные комбинезоны. Ведь так по логике вещей должен выглядеть респектабельный, прибыльный и нужный всем нам бизнес.


В письме Михейчик тоже сказано про бомжей: «Ни для кого не секрет, что единственными клиентами приемных пунктов являются люди малоимущие, бомжи и алкоголики, которые сдают не то, что сами выпили, а то, что подняли за кем–то или достали из мусорных контейнеров...» Бомж — главное звено!


Тем более нет речи о том, чтобы зарабатывать на битом стекле. А надо ли?


В НИИ строительных материалов Минстройархитектуры мне показали опытные образцы нового материала, который с успехом заменяет бетон в строительных конструкциях. Что весьма актуально при постоянном дефиците цемента. Материал будет патентоваться: в качестве наполнителя используется именно молотое стекло. Он был разработан по просьбе ГО «Белресурсы». Но его промышленное использование как минимум предполагает регулярные поставки стеклобоя сотнями тысяч тонн. Собирать их некому!


Если уж годные бутылки выгодно собирать и сдавать лишь бомжам, то битые не нужны даже им!


Нельзя сказать, что стеклобоем никто в стране не озабочен. Напротив. Проблема признана (законодательно ее регулирует, например, Закон «Об обращении с отходами»), к ее решению привлечены многие ведомства. Достаточно назвать «Комплекс мер...», выработанный по поручению Президента и утвержденный Правительством в ноябре 2007 года. Приведем лишь пункт 11, непосредственно касающийся нашей темы: «Обеспечить приемку от населения нестандартной стеклянной тары и стеклобоя в приемных пунктах стандартной стеклотары». Исполнители: Минторг, Белкоопсоюз, Минжилкомхоз, Минский горисполком... Срок: с 10 декабря 2007 года.


Иначе говоря, уже год назад «санитары» должны были точно знать, по какой цене у них возьмут — обязаны взять в каждом пункте стеклотары! — битое стекло и вообще любые склянки. Не берут нигде! В приемном пункте магазина № 17 висит объявление: с 1 июня 2008 года прекращен прием банок 0,25 л. Основание — распоряжение Минторга такое–то. В Минторге тоже не знают о «комплексе мер»?


Недавно в дни работы Упаковочного форума в Минске состоялся «круглый стол» на тему утилизации отходов. Представители Минприроды, государственных и коммунальных учреждений («Белресурсы», «Экорес»,


«Белэкосистема») и нескольких коммерческих предприятий главным образом констатировали проблемы. Первая из них: заниматься отходами, включая стекло, невыгодно. Никому.


Недавно, как известно, были введены новые мощности на СЗАО «Гомельский стеклотарный завод». Открытие сопровождалось обсуждением — на самом высоком уровне — перспектив стекольной промышленности. Значит, опорожненных бутылок будет больше. Куда девать нестандартные, разовые, поврежденные? По словам заместителя генерального директора объединения «Белресурсы» Валерия Ходыко, еще только предстоит разработать стандарты на мусоросборочные контейнеры. Потом налаживать их производство. Те, которые стоят сейчас во дворах, неказисты, нефункциональны и недолговечны. К проблеме мы только–только подступаемся.


...По данным Минторга, только спиртосодержащих напитков (водки, вина, ликера, коньяка, шампанского, пива...) и только с января по август 2008 года продано около 40 млн. декалитров. 400 млн. литров! 800 млн. пол–литровых бутылок! Даже за вычетом пластиковых для пива получаем колоссальные цифры. Пересчитывая на вес (пол–литровая бутылка в среднем тянет полкило), получим сотни тысяч тонн стекла.


Мы знаем, кто переносит эту непомерную тяжесть в своих сумках. И пусть эти бутылки не перерабатываются на наших заводах, пусть не стали экспортным сырьем, они хотя бы не валяются под ногами. А битое стекло, увы, валяется. Теперь понятно почему.


Если вы встретите на улице или в транспорте неважно одетого, громыхающего пустыми бутылками гражданина, отнеситесь к его заботам с пониманием. Это санитар без всяких кавычек. Без него нашей экологии и, по крайней мере, одной отрасли было бы худо. Хотя бы мысленно скажите ему спасибо.


Но согласитесь, что рассчитывать только на него в современной экономике (каковой, безусловно, является экономика Беларуси), по крайней мере, странно и архаично.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter