За последние пару десятков лет наши аграрии сделали то, к чему западные сельхозпроизводители шли столетие. Накормили страну, полностью обеспечив внутренний рынок, а излишки уверенно продают за рубеж. Если в 1991 году на одного белоруса производилось 4 тонны молока и 1,3 тонны мяса, то в прошлом это соотношение увеличилось до 21 и 5. И это при том, что количество работающих в сельском хозяйстве сократилось более чем в три раза. На поля и фермы пришли новые технологии, перерабатывающие комбинаты оборудованы по последнему слову техники. Мы стали заметным игроком не только на региональном, но и на мировом рынке сельхозпродукции. И в этом немалая заслуга наших высших и средних учебных аграрных заведений.
НО к 2020 году АПК нужно выйти на новые рубежи. За пять лет продуктивность дойного стада надо повысить на 135 процентов. Это значит, от каждой буренки получить в среднем не менее 6500 килограммов молока при нынешних 4500. Производство мяса увеличить на 175 тысяч тонн, производительность труда – в 1,4 раза. Цель – заработать в казну не менее 7 миллиардов долларов.
Отсюда вопрос: кто это будет делать? При всех успехах агропрома есть и очевидные проблемы. Одна из них – кадры. Какой специалист нам понадобится в ближайшей перспективе? Что нужно сделать для того, чтобы выпускники закреплялись в хозяйствах? Что в образовательной системе требует корректировки?
Объединить теорию с практикой попытались ректоры и деканы сельхозвузов и руководители лучших хозяйств страны на встрече, организованной Минсельхозпродом. Глава ведомства Леонид Заяц начал встречу с главного. Сегодня нужно производить больше продукции с единицы площади и с одного скотоместа. Для этого необходимы современные знания. «А мы последние годы топчемся на месте». Причины?
В хозяйствах не хватает квалифицированных кадров, которые в состоянии «расшивать» проблемы. Думающих, знающих, разносторонне подкованных. Это очевидно. В министерство обращаются хозяйства с просьбой помочь разобраться, например, в причинах потери молока. Это говорит о том, что на месте ни главный зоотехник, ни руководитель не знают, как справиться с проблемой. Поэтому уже сегодня необходимо в корне пересмотреть наши подходы в подготовке специалистов для АПК, ставит задачу министр.
Аграрное образование держится на трех китах: крепкая материально-техническая база вузов, производство и компетентный педагогический состав. Первые два условия государство обеспечило. Корпуса и лаборатории оснащены самым современным оборудованием, комфортные общежития, новые учебно-производственные центры. Но жизнь и практика показывают, что не все преподаватели успевают «догонять время» и новые технологии. Побывав на экскурсии в «Савушкином продукте» в Малоритском районе, даже ректоры удивлялись и высказывались, что они, мол, побывали в другом измерении, никогда не думали, что так далеко шагнули технологии. Но если удивились ректоры, что говорить о рядовых преподавателях! Да, есть дисциплины, которые и через сто лет не изменятся — анатомия, физиология животных. Но некоторые нужно корректировать и изменять в режиме он-лайн: кормление, кормопроизводство, разведение сельхозживотных. Пример: в страну давно завезены новые породы овец, а в вузах до сих пор читают лекции о разведении романовской породы. Двадцать лет назад упор делался на одни заболевания, сегодня они другие. На каждый уровень надоя — свои болезни и проблемы. Более того, сегодня надо акцентировать внимание на профилактику болезней и выращивание молодняка.
Это основа основ, подчеркивает заместитель министра Игорь Брыло и настаивает: ведущие преподаватели-предметники должны ежегодно приезжать на стажировку в передовые хозяйства. Иногда заочники подсказывают преподавателю, что такой-то препарат не работает, а вот этот хорош. Да и Леонид Заяц привел примеры, когда в аудиториях студентам читают одни рекомендации, а практики передовых хозяйств утверждают, что это не работает. Чтобы правильно изложить материал, преподаватели должны ездить в топовые сельхозпредприятия и знакомиться с современными технологиями. Необходимо пересмотреть и учебные планы, в которых больше времени и внимания уделять практической части.
Поэтому уже, что называется, вчера необходимо было пересмотреть стажировку и повышение квалификации педагогических кадров. Сейчас в аграрных вузах 44 процента кандидатов наук, докторов — всего 5 процентов, средний возраст – свыше 61 года. Преподавателей же до 29 лет, тех, с кем отрасль пойдет дальше, – всего 8 процентов.
А вот закрепление молодых специалистов на местах — это дело руководителя, пришли к выводу профессура и хозяйственники. Председатель СПК «Снов» Николай Радоман и другие агроменеджеры высказались в том смысле, что действительно нередко молодой специалист попадает сразу в систему, которая напоминает рутинную круговерть, своеобразную «мельницу», которая перемалывает его время и силы. Два года такой деятельности – и наступают усталость, выхолащивание. Появляется желание сравнивать: а вот у друга Васи и зарплата выше, и два законных выходных.
Проблема и в том, что перед молодыми специалистами ставят сразу такие задачи, которые тем просто не под силу решать. Не справился – ругань и крики. Разве это секрет? «Ты же сам недавно ничего не знал, чего ты кричишь на него, — возмущается руководитель «Снова». — Поддержи. Помоги. Надо растить их. А так, что получается? У молодого специалиста раз случается промашка, второй – недоработка, вот и начинаются паника и безысходность». Вот после таких нелегких размышлений в отрасли остаются только фанаты, целенаправленно сориентированные люди. Нужны, очень нужны перемены в организации труда — тогда и кадры будут задерживаться. Но чего греха таить, руководителю чаще всего некогда вникать в проблемы становления молодого специалиста. Ему нужен результат, а человек его не дает. Начинают наказывать, и у парня или девушки опускаются руки. Есть ведь изначально желание работать: каждый человек хочет реализовать себя, тем более, сейчас и жилье выделяется на селе, и доплаты определенные имеются для молодых кадров. Но вот стиль управления и организации производства таков, что идет гонка вала, а не грамотное ведение агробизнеса.
КАКОЙ выход? По мнению специалистов Минсельхозпрода, вузам нужно теснее скооперироваться с крепкими сельхозпредприятиями, и вместе готовить специалистов. Например, когда на семинарах зоотехники крепких хозяйств подробно, пошагово рассказывают о своих технологиях, в залах стоит тишина, потому что все быстренько записывают. Кроме того, не лучше ли посылать на практику в одно крепкое хозяйство сразу пять человек, а не «размазывать» по одному практиканту в слабые предприятия, отбивая охоту вообще иметь дело с сельским хозяйством?
Игорь Брыло констатирует: наши лучшие руководители сельхозпредприятий кровно заинтересованы в приходе грамотных специалистов, они готовы работать с ними и учить их. Но это средняя температура по больнице. «Мы мониторили десять районов Могилевской области — ситуация близка к плачевной. Топовых хозяйств у нас всего два-три десятка, — сетует замминистра. — Хотел бы обратить внимание: ребенок, который попадает на практику в убогое хозяйство к нерадивому руководителю, будет думать только, как бы побыстрее закончить вуз и устроиться в другое место». И как выход предложил такой вариант. При каждом вузе собрать уже работающих молодых специалистов, пусть они придут к своим практически ровесникам на 4–5 курс и расскажут, как работают, как уже дали квартиру, машину и какая зарплата — вот это будет действенно и дойдет до каждого студента. Они же заинтересуют студентов и новыми технологиями. Наши птицефабрики и свинокомплексы строили немцы, датчане, израильтяне, там новейшие мировые технологии. Конечно, целые группы туда не поведешь, но ведь можно сделать обучающие видеофильмы. Студент хотя бы на экране увидит, что происходит в птичнике или на ферме. Если мы за 5 лет подготовим специалиста, который не был в Серволюксе или на агрокомбинате «Дзержинский», – грош нам цена, резонно замечает Игорь Брыло.
Глава Минсельхозпрода Леонид Заяц, обращаясь к ректорам, резюмировал: у нас сейчас революционный этап в животноводстве. В республику пришли новые технологии и преподаватели сельхозвузов просто не имею права не владеть ими, и эти знания передать своим ученикам. Иначе нельзя – знания сегодня как раз тот капитал, который свободно конвертируется в реальную продукцию.
germanovich@sb.by