Профессор старых правил

Михаил Алексеевич Снитко – кандидат экономических наук, профессор БГЭУ– за кафедрой без малого 40 лет. Хочется сказать: молодые преподаватели, перенимайте опыт у корифеев!..
Михаил Алексеевич Снитко – кандидат экономических наук, профессор БГЭУ– за кафедрой без малого 40 лет. Хочется сказать: молодые преподаватели, перенимайте опыт у корифеев!..

В последнее время все чаще приходится слышать, что качество подготовки в современной высшей школе не всегда на высшем уровне. Почему? На мой взгляд, дело в том, что за последние 15 лет снизился профессиональный уровень преподавательского состава. Скажем, если в 1990 году среди вузовских педагогов кандидатов и докторов наук было 54,5 процента, то в 1995–м — 53,4 процента, в 2001–м — 43,1 и в 2005–м — только 41,8. А возраст? Молодых преподавателей до 29 лет в 1990 году было 7,9 процента, а в 2005 году уже 19,1. Казалось бы, хорошая тенденция. Однако только 4 процента из них имеют степень кандидата наук. То, что лекции студентам читают бывшие выпускники вуза, не имеющие достаточной практической и научной подготовки, — не от хорошей жизни. За этот период произошел серьезный отток наиболее работоспособного контингента педагогов в возрасте от 30 до 50 лет: в 1990 году ровно половина преподавателей имела степень кандидатов, в 1995 году — 48 процентов, а в 2005–м — только 36. Не хватает в вузе и докторов наук. Более того, половина из них — пенсионного возраста, а 33,5 процента старше 65 лет. К слову, в 1995 году вузовских докторантов было 114 человек, а в 2004 году – всего 83. А если учесть, что далеко не все в конечном итоге защищают диссертации, то проблема повышения качества преподавания не теряет своей остроты.

Получается, что количество студентов за 15 лет увеличилось почти в два раза, а штатных педагогов – только в 1,4 раза. В 1990 году в вузах Министерства образования было 5.504 кандидата наук, а в 2005 году — 5.586, то есть рост составил 1 процент. При том, что достаточно развита вузовская аспирантура.

Преподавательский труд по–прежнему не очень престижный. Уровень средней зарплаты вузовских педагогов по статистике — 600 — 700 тысяч рублей в месяц. Большинство лекторов работает на полторы ставки, берут «почасовку», подрабатывают в других учебных заведениях. В итоге времени на науку и повышение своей квалификации не остается. По установленному Минфином положению только 40 процентов внебюджетных средств можно использовать на оплату труда преподавателей. На мой взгляд, это ограничение не имеет достаточных оснований и не позволяет вузам решать проблему по своему усмотрению с учетом приоритетов. А ведь без хороших профессоров высшая школа не сможет успешно развиваться.

Роман КАРСЕКО, профессор, заслуженный работник высшей школы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter