Продано везде, а сделано в Китае

Кое-где еще лежит снег, но на пекинском рынке ЯбаоЛу в самом разгаре лето.
Кое-где еще лежит снег, но на пекинском рынке ЯбаоЛу в самом разгаре лето. Глядя на прилавки здешних торговых домов, я могу сказать, что будут носить белорусские модницы через пару месяцев. Сделать такой прогноз - сущий пустяк, ведь именно в Китае в основном закупаются товары, которые потом продаются в ТЦ "Ждановичи", на "Динамо" и других вещевых рынках Беларуси. Приоткрою тайну: хитом летнего сезона будут белые и розовые тона - от их обилия просто рябит в глазах. Один вопрос не дает покоя: дойдут ли все эти кофточки, сумочки и босоножки до белорусского потребителя?

Ответ не столь очевиден, как может показаться. Белорусских предпринимателей (будем называть их этим красивым словом) в Пекине немного.

- Откуда им взяться-то? - удивляется Виктор, совладелец транспортной компании. Он здесь уже более пяти лет, настоящий эксперт во всех вопросах, касающихся "челночной" торговли. - Рынок в Беларуси маленький, покупательная способность невысокая, а потому и белорусский "челнок" - понятие весьма специфическое. Это человек, который приезжает в Пекин, имея 10 тысяч долларов в кармане. Но, понимаешь, времена таких покупателей прошли. Например, каждый московский предприниматель закупает на ЯбаоЛу товара в среднем на полмиллиона долларов в месяц. У них здесь уже собственные склады, у многих - собственные транспортные компании. В Москве и по России - собственные магазины. Толковый предприниматель, который 10 лет назад начинал с тех же 10 тысяч, сегодня имеет в обороте гораздо больше миллиона.

И Виктор не преувеличивает. Времена "дикой" "челночной" торговли остались в прошлом. Да и вообще назвать покупателя из Москвы "челноком" язык не поворачивается. Он уже давно не возит свои полмиллиона в черной сумке на талии - для переводов существуют банки. Практически каждая оптовая палатка на ЯбаоЛу имеет собственный банковский счет - перечисляйте. Так же работают и транспортные компании. Ведь купить товар - лишь полдела, важно его еще доставить и - еще важнее! - растаможить.

И вот здесь начинаются игры на грани фола, вернее, на грани законности. Практически весь привозимый из Поднебесной товар официальную таможню обходит стороной. Для оформления существуют так называемая "серая" и вьетнамская таможня. Самый дешевый вариант - вьетнамский. Именно граждане из далекой азиатской страны создали хитроумную схему, позволяющую обходить российские препоны. Вьетнамская таможня - вариант не самый надежный, особенно в последнее время. Участившиеся "наезды" правоохранительных органов, похоже, вообще скоро положат ей конец.

Остается "серая" растаможка. Как действует эта схема - вам никто не объяснит: сия тайна охраняется покруче иных государственных секретов. Сдаете товар в Пекине на один из многочисленных складов, платите в среднем 7,5 доллара за килограмм и получаете товар в Москве. Вроде бы процедура таможенной очистки проведена успешно, но никаких удостоверяющих это документов на руки предпринимателям не выдают. А потому торговля этими товарами - то самое балансирование на грани.

Буквально на днях, например, многие пекинские газеты написали о таможенном рейде на одном из московских вещевых рынков, где китайской диаспоре принадлежало более 300 палаток. Пришли таможенники, попросили предъявить документы о таможенной очистке. Понятное дело, их ни у кого не оказалось. Весь товар (на сумму, превышающую полмиллиона долларов, между прочим) был изъят. Любопытный факт: у торговавших на том же рынке лиц славянской наружности документов не требовали. Но это лишь до поры до времени, убеждают мои пекинские собеседники.

- Российская таможня принялась наводить порядок, - говорит Наталья, хозяйка магазина на Ябао-Лу, торгующего сумками. - Мол, платите пошлину официально, получайте необходимые бумаги и спокойно торгуйте. Но люди не хотят, потому что боятся. Причем боятся не пошлины и растаможки - там ставки, в принципе, вполне подъемные, а того, что деньги окажутся "засвеченными". Налоги - вот самый больной вопрос. Если бы существовала четкая шкала, сколько платить с оборота, мы бы платили и все было бы нормально. Ты думаешь, нам интересно постоянно скрываться и нарушать закон? Зачем нам это надо? Мы тоже за цивилизованную торговлю. Но ведь налог на прибыль непонятно по каким принципам высчитывается! Сейчас "челноки" берут не накруткой на первоначальную стоимость товара, эти времена прошли, сейчас доходы - за счет оборота.

Сами предприниматели (на условиях анонимности и под рюмочку водки с икоркой они вполне откровенны) утверждают: слухи об их бешеных доходах - сильно преувеличены. Еще два-три года назад прибыль действительно была и под 100%. Сегодня бизнес ведется из расчета 10% прибыли, как о чем-то заоблачном мечтают о 30%, больше - не бывает. Для любой цивилизованной страны такая ставка прибыли - очень высокая. На Западе работают на 2 - 3%, максимум - на 5%.

- Один знакомый московский предприниматель каждый день около 100 пар обуви отправляет. Если меньше - будет невыгодно, прогорит, - утверждает Виктор.

А что же родная Беларусь?

- Вот увидишь, все придет к тому, что через год-два "челноков" из вашей страны в Пекине вообще не будет. Зачем? Все будут покупать в Москве. Во-первых, далеко ехать не надо. Во-вторых, удобнее: проще перевезти и оформить товар из России, чем отсюда. Тем более что через пару лет, я уверен, торговля станет вполне официальной. Да и Прибалтика, через которую белорусы частенько перевозили свой товар, закрылась.

Действительно, стремление вступить в ЕС обернулось неожиданными последствиями для "челноков" из Литвы и Латвии. Доставка и растаможка в Клайпеде, Шяуляе и Риге (самые популярные места приземления грузовых самолетов из Китая) теперь стоит в два раза дороже московской - 15 долларов за килограмм. Но это полбеды. Проблема еще и в том, что членство в ЕС ограничило возможности выбора. Теперь литовский "челнок" не может купить на ЯбаоЛу спортивные костюмы якобы "Adidas" или "Nike", а потом с пеной у рта заверять покупателя, что они настоящие. Потому что европейские законы такие "выверты" категорически запрещают. Так что очень скоро в Литве и Латвии вещи с фирменными наклейками будут действительно фирменными. Правда, и стоить они будут соответственно.

Виктор рассказал, как работают с таким товаром "челноки" из Израиля. Не удивляйтесь, ездят на ЯбаоЛу и они. Между прочим, здесь встречаются "челноки" даже из Великобритании. Про поляков я просто не говорю - достаточно сказать, что ныне "русский" ЯбаоЛу начинался лет 15 назад как "польский рынок". Конечно, израильские "челноки" - в основном из бывших наших, украинцев да русских (белорусов, по моим сведениям, среди них замечено не было). Так вот, в Израиле проблемы и с налогами на оборот и прибыль, и с таможней давно решены. Официально зарегистрированные частные предприниматели там предпочитают государство не обманывать, а действовать законным путем - как говорится, себе дороже. А потому в работе с израильскими клиентами есть своя специфика. Нанимают китайцев, которые к каждой купленной на ЯбаоЛу вещичке пришивают бирку "Сделано в Китае. Состав такой-то, ухаживать за изделием так-то". Все соответствует действительности, ни к чему не подкопаешься. Ввозят в Израиль китайский товар только с такими этикетками. Много вы видели таких бирок на "Динамо"? В том-то и дело, что 90% вещей, выдаваемых за польские, итальянские или испанские, производятся в Китае и закупаются на ЯбаоЛу. Об этом я знаю совершенно точно.

В одном "крутом" гомельском магазине наткнулась на сумки, которые продает та самая знакомая Наталья. Причем сумки у нее - кожаные, отличного качества, торговая марка зарегистрирована в России и Гонконге (это, кстати, к новому уровню не только "челноков", но и производителей). Так вот, в Гомеле эти сумки выдавались за российско-итальянские! По цене в два с половиной раза выше, чем в Пекине. И только после того, как я показала хозяевам свою - той же марки, но теперь и вы знаете, где произведенную, они нехотя признались: "Ну мы же не знали, что вы из Китая". Когда я рассказала об этом эпизоде Наталье, она просто засмеялась: "А в Москве вообще говорят, что это - чистая Италия! Мы привыкли".

Но, в принципе, не о тяжелой доле белорусских и иных "челноков" мой материал. Если ежегодно количество авиаперевозок из Китая возрастает на 13%, значит, заниматься этим бизнесом по-прежнему выгодно. Мнения предпринимателей по поводу попыток российских властей навести порядок разошлись. Наталья говорит: "Хорошо бы это действительно был порядок. Ведь сегодня практически все транспортные самолеты летят в Москву, а уже оттуда прошедший "серую" таможню товар развозится по регионам. То есть и время теряется, и вещи дорожают. Пусть бы все было официально и удобно, нам это выгодно".

- Официальная торговля и таможня? Если это произойдет, российские грузовые самолеты прекратят летать сюда максимум через три месяца. А может быть, и раньше, - считает Виктор. - В Китае сегодня создана мощная авиатранспортная компания, под грузовые переделаны самолеты "Боинг-747". Если бы китайцы могли делать "серую" растаможку для такого гиганта, нас бы на рынке уже не было. Пока спасает то, что наши самолеты меньше, так что растаможить "по-серому" проще. Я надеюсь, что порядок в этом деле не наведут вообще или наведут нескоро. Почему? Мне это невыгодно - придется закрывать бизнес. Но это плохо не только для таких, как я, это крайне невыгодно и российским авиаторам. Китай для российской транспортной авиации - золотое дно. И они держатся за этот рынок крепко.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter