Призраки и сильные женщины

Книжный навигатор
Елена Попова. Восхождение Зенты. Романы. Минск, Мастацкая лiтаратура, 2007.

Произведения минчанки Елены Поповой печатаются в российских толстых литературных журналах и выглядят там достаточно конкурентоспособно. Нам творчество этой писательницы известно больше по театральным спектаклям... Впрочем, то, что пишет Елена Попова, и встраивается в ряд именно современной российской женской прозы. От тем до контекстов. Попова пишет о бытии пресловутой прослойки творческой интеллигенции. Честно, даже жестко, с постперестроечным пафосом насчет «новой жизни», которая «не всем пошла». С модным в 90–х выходом в «надреальные сферы». В центре практически каждого романа — арт–вумен, сильная женщина, пытающаяся найти свое место в этом мире и, не ожидая благодарности, жертвуя собой, изменить его, этот мир, к лучшему... Но патриархатный мир усилия арт–вумен не оценивает, он напоминает вязкое обывательское болото, в котором, пуская изящные пузырьки разочарования, тонут благородные порывы. Может быть, потому, что благородство вообще слишком абстрактно, а спасение отдельно взятого художника слишком неблагодарное дело? Художники (артисты, поэты, бухгалтеры и т.д.), они же дремучие. Пьяные. Слабые. Быстро сдаются и к верности не способны. Да ведь даже отдельно взятую деревню Тюрино облагодетельствовать не получится — деньги по дороге разворуют. Деревню снегом заметет по трубы, а почтальону будет лень раскапывать. В общем, может, и не такой «депресняк», как у Петрушевской, но есть этакое разочарование. Что не помешает прочитать быстро, поскольку тексты читабельны, а сюжеты динамичны и с послевкусием — на каждый отдельно взятый вкус.

Милош Форман, Жан–Клод Карьер. Призраки Гойи. Гелиос, 2007.

Тот случай, когда вначале был фильм... Точнее, имя Милоша Формана. Что и заставило потянуться к томику (думаю, не у одной меня была такая мотивация). Потом была достаточно высокого уровня литература. Об эпохе Гойи и испанской инквизиции существует много сочной «готической» беллетристики... Одного Фейхтвангера вспомнить, книга которого украшала почти каждую домашнюю библиотеку. У Формана и Карьера есть своя «фишка»: при том, что они вовсю эксплуатируют садистский антураж эпохи, тон повествования бесстрастен, безоценочен... От этого появляется некий новый ракурс, большей достоверности что ли, — ведь люди, живущие даже в самую ужасную эпоху, принимают ее как данность, а оценить ужас и красоту событий, разделить героев на плохих и хороших остается на долю потомков. Гойя рисует портреты, вначале оставляя непрорисованными лица и руки... Так появляются призраки. Возможность проявления во времени судеб. Безжалостный инквизитор превращается в отчаянного еретика, юная богатая красавица — в нищую городскую сумасшедшую... Только одно остается неизменным — талант глухого художника и его мучительные попытки вернуть хоть тень гармонии в этот жестокий мир.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр. Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter