Всегда ли изменения к лучшему?

Привычка — вторая натура?

Легендарный ждановичский рынок частично перебрался на новое место. В Таборы, за 8 км от МКАД. И хотя переезд давно анонсировали и предупреждали, что к изменениям всем надо привыкнуть, ворчащих хватает. Покупатели еще толком не разобрались, как, чем и когда добираться, многие продавцы сидят без дела: поток пока не тот… Другие же, наоборот, радуются: стало просторнее, цивилизованнее, совсем не этот «привет из 1990-х» под открытым небом. «Все устаканится, и все к лучшему!» — уверен зачинщик сегодняшнего спора, который приветствует прогресс в любых обстоятельствах. Но вот его оппонентка совсем не уверена, что новое всегда лучше старого, а слово «привычка» — синоним анахронизма.


Такая удобная яма

Осенью прошлого года популярный рынок, собственно, еще не успел никуда переехать, а наше традиционное нытье уже потекло по трубам форумов и социальных сетей. Ай-яй-яй, как же теперь будем жить-то?! Комментаторы стонали так, будто объявлялось (причем давно) не о банальном переносе морально устаревшего торжища, а как минимум о закрытии всей вещевой и продовольственной торговли в стране. А сколько трагического пафоса было! «Уходит целая эпоха», «легендарный рынок» и т.д. Как по мне, легендарным в нем были только куски картона между лужами, где ты, балансируя на одной ноге, пытался примерить какие-нибудь дешевые штаны. Это шумное, мрачное, грязноватое место если и символизировало какую-то эпоху, то не лучший период нашей истории, когда все зарабатывали на всем. Время разгула дикого капитализма давно ушло, теперь убрался за городскую черту, и его символ — старый рынок. На его месте появится благоустроенный район с красивыми домами, радующими глаз. А загородный «Новый Лебяжий» уже может похвастать просторностью, удобным транспортным сообщением и хорошим освещением. Все это прекрасно, я считаю.

«Привычки отцов, и дурные, и хорошие, превращаются в пороки детей» (Демокрит).

Но история с безутешным трауром по «Лебяжьему», к сожалению, не единична. Поэтому она — всего лишь повод поговорить о феномене городского эгоизма, когда люди готовы оплакивать нечто привычное, давнее, восставая против любых нововведений, пусть даже более удобных, практичных, логичных. Сколько таких примеров? Кто-то, помню, тосковал по старому минскому аэропорту, на месте которого сейчас вырастает симпатичная жилая застройка. Отдельным гражданам не нравилось строительство Национальной библиотеки. У меня в районе ворчат по поводу реконструкции поликлиники, потому что к ее старому обшарпанному облику и тесным коридорам просто привыкли. Люди ропщут по поводу сноса аварийных домов, закрытия на ремонт разбитой улицы, переезда любимой булочной в более просторное помещение… Временами мне кажется, что некоторые граждане готовы встать грудью на пути бульдозера, который приедет закапывать какой-нибудь старый котлован во дворе. Скажут, что это наша родная яма, мы издревле обходим ее слева, вон и тропиночка протоптана, а дядя Вася с аванса привык в нее падать. Руки прочь. А потом в домовом чатике будут горевать по любимой рытвине, ностальгически вспоминая ее глубину… Утрирую, конечно, но ведь подобное происходит и с закрытием «Лебяжьего». Разве не смешно? 

Возможно, причина явления лежит даже не в человеческой лености и отсутствии гибкости, а глубже — в области психиатрии. Ученые говорят, что это одна из популярных болезней нашего времени — неофобия. Боязнь нового, страх перемен. Называют это депрессивным расстройством. Но мне кажется, что речь о довольно старом явлении, которое раньше просто не считали болезнью. Еще в начале прошлого века сатирик Аркадий Аверченко прекрасно описал его в рассказе «Быт». Помнишь, там «страшно и холодно жить» стало человеку, у которого всего лишь закрылся на ремонт излюбленный ресторан. Так и сейчас: едва перекрыли на время строительства метро любимую улочку — сразу холодно жить. Какая уж тут психическая устойчивость, если нас способна вывести из себя такая мелочь…

Привычки (любые, не только вредные) — это наши слабости, с которыми надо бороться. Их следует вовремя подмечать и изживать. Даже те, которые кажутся безобидными. Скажем, ты заметила, какие низкие цены бывают в новых магазинах? Заходишь, а там вдруг сыр почти вдвое дешевле. Это не случайная удача: маркетологи сознательно вырабатывают у тебя привычку забегать после работы в столь приятный гастроном. Позже, поверь мне, цены обязательно изменятся. А привычка, внезапно превратившись во вредную для кошелька, останется. Поэтому мне кажется, что мы не должны позволять себе привыкать даже к тому, что кажется верхом выгоды и комфорта. Иначе опять будем страдать по изжившей себя старине. Как в случае с «Лебяжьим». 

Роман РУДЬ.

rud@sb.by

Прекрасное ретро

Тебе смешно, Рома, а кому-то обидно. Работал человек много лет на одном месте, обзавелся постоянной клиентурой — и тут на тебе. Добираться покупателям стало дальше и сложнее, транспорт (общественный и маршрутки) не идет пока из каждого района, как на «Лебяжий». А ведь речь о покупателях, которые считают, берегут свои деньги: пенсионерах, молодежи, мелких оптовиках… 

«В жизни привычки важнее, чем правила, ибо привычка — живое правило, ставшее инстинктом и плотью» (Анри Амьель, швейцарский писатель).

Они не против новаций и, может быть, двумя руками за просторные проходы и роллеты на контейнерах. Пойми, им здесь и сейчас просто неудобно. И это не нытье, а их законная первая реакция, которая, уверена, подстегнет город побыстрее решить логистический вопрос. Сами продавцы говорят, что окончательно наладится торговля где-то через год. И то хорошо, если учесть силу такого фактора, как привычка.

Да, в отличие от тебя я не вижу в ней (если она, конечно, не вредная в чисто медицинском плане) ничего дурного. Ностальгия — прекрасное, согревающее чувство, которое помогает старшему поколению жить, недаром сегодня так популярны ретроконцерты, передачи про актеров и вообще героев прошлых лет. Знаю минчан, которые тоскуют по гастроному «подкова» на Козлова, булочной «напротив часов», рыбному магазину на Карла Маркса. Там сейчас пироговая, магазин элитной косметики и пиццерия соответственно — интеллигентным бабушкам и дедушкам ни уму, ни сердцу. Хотя из этих объектов можно было бы сделать атмосферные фишки. Оставили же культурными символами Минска «Лакомку», ГУМ и универсам «Центральный», бережно отнесшись к истории… 

Ты, Роман, наверное, живешь слишком быстро, чтобы оценить упорство местных жителей в борьбе за то, к чему прикипела душа. Я же снимаю шляпу перед активистами, отстоявшими недавно Грушевский сквер. Напомню, его кусок приглянулся застройщику для возведения огромного многоэтажного дома с подземной парковкой. А людям где тогда гулять, где вздохнуть полной грудью и в без того густонаселенном микрорайоне? Победоносная кампания минчан за перекраску ваз на балюстрадах возле цирка тоже совсем не каприз. И уж тем более не «городской эгоизм», как ты выражаешься. Просто негоже, чтобы на проспекте Независимости, главной магистрали и самой уникальной части столицы, как утверждают архитекторы, бил в глаз этот чудовищный ярко-желтый цвет, как из набора плохой гуаши. Мелкая безвкусица сразу намного удешевляет шедевр. Не надо нам такого нового, которое перечеркивает восхитительное старое! 

Ну а разве не правы были пациенты одной минской поликлиники, когда всем миром заступились за своего участкового терапевта? Почти 20 лет их семьи вел этот чудо-доктор, ему на мобильный чуть что звонили и в праздники, и в выходные. И смириться с тем, что его хотят выставить на улицу без внятных причин? Нет уж, экспериментируйте где-нибудь в другом месте. 

И еще в защиту разумного привычного. Знаешь ли ты, рассуждая про психиатрию, что привычки вообще-то неотъемлемая часть природы человека, особенность нашего головного мозга? Их даже советуют приобретать. Потому что это своего рода автоматические алгоритмы, а автоматизация направлена на снижение временных и трудозатрат. К чему каждый раз ломать голову «где бы закупиться?», если есть торговая точка, где тебя все устраивает? Зачем доверяться новому врачу, если полный контакт со старым? Почему я вообще должна всегда стремиться к эксперименту? Это столько сил отнимает! И потом, если бы новое было всегда лучше старого, мы бы не возмущались регулярно бездарными ремейками и каверами, понятия «золотой фонд классики» тоже не существовало бы. А он, к счастью, имеется. И, знаешь, актуален как никогда.

Людмила ГАБАСОВА.

gabasova@sb.by 

Брейк!

Проанализировав аргументы сегодняшних спорщиков, поймал себя на мысли: а ведь речь-то идет, по большому счету, не о привычках, а об отношении к предлагаемым извне новшествам. Для себя я это определяю как выбор между модным девизом «выйти из зоны комфорта», то есть сделать что-то непривычное и за счет приложенных усилий подняться на новый уровень развития, и проверенной временем мудростью «Лучшее — враг хорошего», мол, лучшего можно и не достичь, зато потерять при этом уже достигнутое вполне реально. Вопрос в целесообразности перемен. Взять тот же переезд популярного рынка за пределы МКАД. Это событие вынужденное: освободившаяся территория пойдет под многоэтажную застройку, и ничего с этим не поделаешь. Но стоит ли хвалить «цивилизованную торговлю», если покупателям вместо привычного маршрута придется ехать за тридевять земель? С другой стороны, надо ли вставать на пути бульдозера, сносящего зеленое и тенистое, но насквозь прогнившее дерево в родном дворе? Вряд ли, пусть даже сердце кровью обливается: после очередной грозы ствол горячо любимого тополя вполне может приземлиться на твой же автомобиль.

В сегодняшнем споре я принимаю сторону Людмилы, руководствуясь актуальной во все времена поговоркой «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Хотя отрезать порой надо, тут я согласен с Романом, особенно когда под ностальгией маскируется не что иное, как агрессивный эгоизм.

Александр НЕСТЕРОВ.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter